В феврале при многих детских центрах и школах начинаются курсы подготовки будущих первоклашек. Мы пообщались с психологом центра «12 коллегий» Анастасией Жуковой и выяснили, как правильно подготовить ребенка к началу школьной жизни.
— Что самое важное в подготовке ребенка к школе?
— Самое сложное — это сформировать правильные установки по отношению к процессу обучения. Часто детям говорят: «Пойдешь в школу — будешь пятерки домой приносить». Это заставляет ребенка думать, что у него все будет получаться с первого раза. На самом же деле обучение предполагает, что ребенок будет периодически ошибаться, за этим он и идет в первый класс. Ребенку, который еще чего-то не умеет и не знает, то есть точно будет ошибаться, довольно опасно рассказывать, что он будет всегда и во всем успешен.
Я вижу две основных задачи, стоящие перед родителями. Во-первых, стоит подготовить ребенка к тому, что хороший ученик – это тот ученик, который, даже если у него что-то не получается, старается и прикладывает усилия. Постарайтесь донести, что именно терпение, старание, готовность учиться приводят к успеху. Во-вторых, надо объяснить ребенку, что не все задания в школе будут интересными. Многие будут скучными, например, прописи.
— Если ребенок задает логичный вопрос, что раз задания скучные, зачем мне туда идти?
— Это очень большой вопрос. К нему нужно готовиться за полгода. Есть такое понятие — внутренняя позиция школьника. Это совокупность психологических установок, которая определяет: готов ребенок к школе или нет. Ребенок, который к школе готов, на этот вопрос отвечает себе сам: «Я хочу учиться и я буду, потому что стремлюсь стать умным и взрослым». У младших школьников, 1-2-3 класс, ум и интеллектуальные достижения стоят в центре «Я-концепции».
Если ребенок сам не находит ответ, то, возможно, он пока не готов к школе. Вопрос сам по себе диагностичен. Это не просто «Зачем мне ходить в школу?», а «Если задания скучные, зачем мне туда ходить?». Такая формулировка свидетельствует об определенном сопротивлении у ребенка.
Вероятно, у него пока не сформирована внутренняя позиция школьника. Второе возможное объяснение — трудности с адаптацией в первом классе в течение первых трех месяцев. У некоторых адаптация к школе может длиться до года. При этом она может завершиться неудачно, и ребенок к школе так и не привыкнет. Иногда, вследствие какого-то непреодолимого конфликта с учителем или одноклассниками, ребенок не хочет ходить в школу, и тогда появляются такие вопросы.
— Как формируется эта внутренняя позиция школьника?
— Где-то в январе-феврале поведение детей старшей подготовительной группы детского садика может меняться до неузнаваемости: они становятся капризными, плаксивыми, начинают расстраиваться и винить себя из-за каждой мелочи. Как ни странно, это признаки взросления, достижения определенного уровня психологической зрелости.
Однажды в детском садике мне ребенок, горько плача, сказал: «Если я даже носок не смог найти, как я буду учиться в школе?». Подобные рассуждения, сомнения в собственных силах, знакомы и взрослому. Часто, когда человек серьезно подходит к предстоящему делу, он начинает переживать, тревожиться, получится у него что-то или нет.
В этом возрасте ребенок начинает по-другому относиться к результатам своей деятельности. Если раньше нарисовал картину — и здорово. Главное, что мама похвалила. Теперь маминой похвалы недостаточно. Еще нужна своя похвала, внутренняя оценка собственных достижений. Именно эта потребность – достигать собственного уровня притязаний – и проводит черту между дошкольным и школьным детством.
Внутренняя позиция школьника может быть не сформирована в двух случаях. Например, если ребенка слишком рано отправили в школу, тогда ему приходится в сентябре одновременно решать две задачи: адаптироваться к школе и формировать собственный уровень притязаний. Второй вариант – педагогическая запущенность. Часто она возникает, когда ребенку в дошкольном возрасте все очень просто давалось, родители или садик шли по пути гиперопеки, то есть баловали ребенка. Такие дети иногда недостаточно взрослеют к семи годам и остаются психологически неготовыми к школе.
— Решение о том, во сколько лет ребенка отправить в школу, строго индивидуально?
— Да, бывает, что ребенок в 6,5 лет уже психологически готов идти в школу. Бывает, что и в 7 лет ребенок недостаточно готов. Определить это можно на профессиональной диагностике для подготовки детей к школе. Там заодно можно получить рекомендации по решению этой проблемы.
— Стоит ли ребенка учить читать и писать перед школой?
— Мое мнение, что стоит. Если мы говорим о Петербурге, в котором я живу, работаю и хорошо знаю, на каком уровне находятся дети, то точно стоит. Ребенок, который не умеет читать и писать к первому классу, будет выглядеть белой вороной. Большинство учителей говорят, что дети умеют читать и писать 1 сентября. Может быть, не так хорошо, как хотелось бы, но все же.
Школа дает большую психологическую нагрузку. Если ваш ребенок готов интеллектуально, его адаптация пройдет в разы легче.
— Какие навыки ребенок должен освоить перед школой?
— Навыки делятся на три блока: интеллектуальные, социальные и самоорганизации. Ребенок должен уметь сравнивать объекты, проводить аналогии – задания на них есть в книжках для подготовки к школе. Также он должен владеть произвольной памятью и уметь общаться с другими людьми, поддерживать долгосрочные отношения. Необходимы навыки контроля и самостоятельной регуляции своих эмоций.
— Если ребенок не посещал детский сад, есть ли какая-то специфика подготовки к школе?
— Если ребенок не посещал детский сад, то обычно его можно описать так: высокий интеллект и сниженная переносимость стресса и напряжения. Детский садик закаляет характер: там случаются трудности, и довольно долгое время нет рядом мамы, папы, бабушки или дедушки. Они не могут помочь, успокоить – приходится справляться самому. Часто дети после домашнего воспитания или же после уютных домашних детских садиков оказываются неготовыми к встрече с большим реальным миром, где учитель не может и не должен обеспечивать им высокий уровень эмоционального комфорта. В школе могут встретиться серьезные трудности, «обзывалки», чрезвычайно обидные, даже драки. Дети после садиков в целом подготовлены к такому стрессу лучше.
— Как к школе подготовиться не только ребенку, но и родителям? Очень многие родители боятся отпускать свое любимое чадо в школу.
— Вопрос подготовки родителей к школе, возможно, даже важнее работы с ребенком. Родитель несет на себе большой груз ответственности за ребенка. Главное — может очень сильно помочь или очень сильно навредить.
Часто пока ребенок маленький, 5-6 лет, и он ходит в садик, к нему воспитатели и окружающие относятся гораздо лояльнее, чем когда ему исполнилось семь, и он уже пошел в школу. В садике детям многое прощается: «Ну, маленький еще, подрастет».
В первом классе ситуация кардинально меняется. Учителя часто используют сравнения детей, могут говорить, что этот ребенок хороший, а ваш – плохой. Родители испытывают давление со стороны учителей, часто некорректно сформулированное. В результате ребенок страдает, а родители страдают еще больше. Ведь они практически не могут повлиять на то, как хорошо ребенок учится в школе. Не они пишут контрольные и делают домашние задания.
В любом случае родителям нужно всегда оставаться на стороне ребенка. В спорах с учителями и со школой чрезвычайно важно, чтобы родители обращали внимание на психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Важно, чтобы родитель своим примером научил ребенка не только зарабатывать хорошие оценки, но и ценить свои усилия, свои особенности и себя. Если родитель начинает оценивать ребенка с точки зрения того, хорошо тот учится или нет, он может сформировать у ребенка неадекватную самооценку. Часто проблемы в первом классе вызваны именно изменением отношений между родителем и ребенком. Вдруг любящие родители превращаются в требующих, оценивающих, непонимающих. Конечно, маленький ребенок не способен с этим справиться.
— Как правильно выбрать школу, преподавателя? Стоит ли знакомить ребенка с его первым учителем до прихода в первый класс?
— Если есть возможность познакомить, то почему бы нет? Это снизит стресс ребенка. Выбирать нужно не школу, а учителя и идти конкретно к нему. Подумайте: хотели ли бы вы проводить с этим человеком восемь часов в день в течение трех лет? Если нет, то надо искать другую кандидатуру.
— То есть цель начальной школы не дать знания, а сформировать отношение к учебе?
— Начальная школа дает умение учиться, что-то начинать, справляться с задачами. В целом она про мотивацию. Если ребенок мотивирован работать, добиваться целей, учеба будет не мукой, а радостью и спектром возможностями.
— Какие психологические аспекты обучения нужно проговорить родителю с ребенком до его прихода в первый класс?
— Важно проговорить, что первого учителя надо слушаться всегда. Если у взрослого есть ощущение, что учитель может быть неадекватным, тогда просто не надо идти к этому учителю, найдите другого. Ответственность взрослого — найти такого учителя, которому ребенок сможет доверять.
Вторая важная тема для разговора — что делать, если встретился с хулиганами. Довольно правильно будет поделиться с ребенком парой смешных обзывательств, которые помогут ему первое время справляться с трудностями. Например, если взять любое приличное слово и прибавить к нему «волосатый», то получится довольно забавно. «Ах ты, волосатая машина!» — для первого класса это довольно приемлемо, не обидно, а весело.
Если у ребенка будет в запасе пара смешных обзывательств, он, скорее всего, сможет их использовать при первой встрече с хулиганами. Это поможет ему защитить себя и заработать более высокий статус в классе. Естественно, заранее с ребенком нужно поговорить о том, что обзывательства, как и кулаки, — средство защиты, а не для нападения.
— Как сделать так, чтобы адаптация к школе прошла хорошо?
— Для того чтобы адаптация прошла как можно легче, лучше на первые полгода убрать все дополнительные задания. Если первые 3-4 недели вы видите, что ребенок жалуется, грустит и на ваших глазах чахнет, нужно устроить ему дополнительные каникулы. Разрешите пару дней не ходить в школу и проведите их вместе.
В противном случае ребенок заболеет на две-три недели, будет нанесен большой вред здоровью. Болеть при появлении трудностей – любимое занятие всех первоклашек.
— Несколько слов на прощание.
В целом хочется пожелать родителям терпения, терпения и еще раз терпения. Берегите своих малышей и оставайтесь их защитниками и помощниками!
Биографическая справка:
Анастасия Жукова – психолог-консультант, закончила магистратуру факультета психологии СПбГУ.
В центре и лагерях «12 коллегий» Анастасия проводит игротерапевтические занятия и диагностику для ребят от 3 до 8 лет, занимается консультированием родителей по вопросам воспитания.
Также она ведет тренинги для интеллектуально-одаренных подростков и разработала авторскую программу «Учиться на 5+» (8-11 лет).
Анастасия получила дополнительное образование в Санкт-Петербургском Психологическом Обществе по следующим темам:
- «Теория терапевтической коммуникации»,
- «Психологическое консультирование и психотерапия в работе психолога» и др.
Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагеря «12 коллегий», где работает Анастасия:
Тематический лагерь:
Психологический лагерь: