Пандемия и детский бизнес – что будет дальше?

Ещё в конце апреля Билл Гейтс опубликовал статью, в которой описал свой взгляд на последствия пандемии — https://www.gatesnotes.com/Health/Pandemic-Innovation . Гейтс считает, что они выйдут далеко за пределы 2020 года.

«Вторая мировая война была определяющим моментом поколения наших родителей. Аналогичным образом, пандемия COVID-19 – первая современная пандемия — определит эту эпоху <…>

Крупные спортивные и развлекательные мероприятия, вероятно, скоро не возобновятся: экономическая выгода от живой аудитории не соответствует риску распространения инфекции. Другие виды деятельности находятся в «серой области», например, церковные службы или футбольные матчи в старших классах, когда вблизи находятся несколько десятков человек. <…>

Люди смогут выходить, но не так часто и не в людные места. Представьте рестораны, в которых сидят только люди за отдельными столами, и самолеты, где каждое среднее место пустует. Школы открыты, но вы не можете заполнить стадион на 70 тысяч человек. Люди работают и тратят часть своего заработка, но не так много, как до пандемии. Короче говоря, времена ненормальные».

В конце марта мы потеряли 100% источников доходов. Я совладелец «Додо Пицца» в Смоленске и собственник программного лагеря «Викинги» — это основной бизнес. Был. Общепит + детский отдых. Джек Пот.

Мы не сдались и отказались ждать помощи государства, спада пандемии и чуда из ниоткуда. За сутки разработали концепцию Онлайн Лагеря. Одни из первых в России. Провели тестовую смену для Batyrev.camp и запустили смены под своим брендом.

В первые же 5 дней мы заработали 75 000 руб. и выплатили зарплаты. Это было как знак свыше. Сегодня, спустя 2 месяца, мы готовим уже 5-ю смену Онлайн Лагеря Викинги и ещё 5 помогли подготовить нашим Партнёрам.

Ещё за сутки мы запустили собственную франшизу Онлайн Лагеря – первую в России. В первую же неделю к нам присоединились три Партнёра.

Я знаю, что многие уже попробовали перевести свой бизнес в онлайн. И не получилось.

«Не хотим онлайн, дети и так всю весну у компьютера просидели! Дайте нам офлайн! Мы готовы бронировать!» — слышим мы от родителей.

«Никогда онлайн не заменит реальную жизнь и настоящий лагерь. Это как искусственная ёлка и резиновая женщина!» — говорят наши сотрудники и мы сами.

«Когда-нибудь же это всё закончится, и мы начнём нормально работать» — надеемся мы.

Ну, давайте разберёмся.

На днях мой подопечный на тренинге, который я курирую, поделился стандартной на сегодня проблемой – офлайн-занятия в школе скорочтения закрыты, а онлайн плохо заходят. «Мы не хотим в онлайне. Не умеем» — говорят его преподаватели.

Я предложил ему задание – создать 10 гипотез как он будет жить дальше, если офлайна больше не будет. Никогда. Совсем.

Конечно, это просто гипотезы к умозрительной ситуации. Но они переворачивают наше восприятие реальности. Почему-то мы уверены, что всё обязательно вернётся и станет как было. А если нет?

«Не хотим онлайн!» — говорят родители. Конечно. Их замучили виртуальными занятиями, неумело организованными школами. Предложениями бесплатных вебинаров/мастер-классов и онлайн-всего на свете. И выстроилась в голове такая схема: «онлайн / бесплатно / второй сорт».

Но это всё равно, что поездить на русских жигулях и сказать: «Я больше ни в одну машину не сяду, это всё второй сорт. Дайте мне ходить пешком!»

Или: «У меня были отношения с женщиной, и даже не с одной. Всё закончилось плохо, я с женщинами завязал»

Или ребёнок, учится ходить, пару раз упал и: «Ну, в общем, ходить – это не моё. Буду ползать».

Я хочу сказать, что онлайн онлайну рознь. И скоро люди это поймут. Очень скоро. Когда станет доходить, что вероятность проведения летних лагерей в офлайне стремится к нулю. Даже если пандемия пойдёт на спад и третий этап выхода из самоизоляции попадёт ещё на лето, в рекомендациях РПН к лагерям нет разве что необходимости летать по воздуху и проводить мероприятия для детей телепатически, при этом доплачивая клиентам и государству.

И тогда останется выбор: сидим дома, едем к бабушке на всё лето или находим альтернативные занятия для ребёнка. Будет много онлайна. Очень много. Но ещё не поздно быть в числе первых, пока альтернативу нашим клиентам не предложил кто-то другой. Тем более, где много предложений, там много клиентов. И всё, что нужно – делать качественный продукт и хорошо его продавать. А с качеством у многих онлайн-продуктов проблема.

А у бабушки, кстати, тоже бывает интернет. Я вот живу на даче в 120 км от Смоленска, рядом лес и дикая местность. Но есть вышка МТС. Прохожу мимо местного магазина – на крыльце часами сидят подростки. В телефонах. Приехали к бабушке подальше от интернета и гаджетов.

А без интернета подросток от бабушки, пожалуй, скоро сбежит в город.

И пусть лучше мы займём ребёнка пользой и живым общением – пусть и в онлайне. Чем он займёт себя сам. При этом откроем для него возможность общаться и дружить с детьми со всей России и из других стран (мы уже это сделали). Мы доносим это родителям каждый день. И многие внимают.

Но разве это нормально — заменять реальную жизнь онлайном?!

А какие варианты? Плакать под одеялком и говорить, что всё это неправильно? Смотреть новости каждый час и искать «позитивные сдвиги в сторону снижения пандемии…»? Сегодня нас подкармливают оптимистичными прогнозами, потому что нельзя отбирать у людей надежду. В середине марта большая часть страны была уверена, что вся эта ерунда с коронавирусом – на пару недель. Политики и Билл Гейтс всё придумали, чтобы попугать народ и добиться своих целей. А теперь задайте себе вопрос: у Вас есть знакомые, которые заболели? У меня да. И не один. И какая разница, откуда эта дрянь взялась, если она существует на самом деле.

Живого человеческого общения не заменишь. Как не заменишь свежего летнего ветра и энергии, которая знакома всем, кто хоть одну смену работал в детском лагере. И это постепенно вернётся в нашу жизнь. Но сегодня просто закрыть глаза и надеть розовые очки – не помогает. Смотрели «Матрицу»? Морфеус сказал Нео: «Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку — войдешь в страну чудес. Я покажу тебе, глубока ли кроличья нора.»

Многие были бы рады остаться в сказке. Но правда всё равно настигнет. Выбирайте красную таблетку сразу.

Сегодня «онлайн» – чуть ли не ругательное слово. Как будто интернет виноват в пандемии. А представьте, если бы это случилось в 80-х прошлого века? Когда интернета не было. И тогда, какие вообще были бы варианты у бизнеса (ну, если бы он тогда был в России)?
Не ныть и жаловаться, а быть благодарным – вот, что нужно. Спасибо, что есть возможности. Спасибо, что все ломанулись в онлайн. Спасибо, что мы можем дотянуться почти до любого человека в мире через интернет и привлечь его к своим услугам.

Благодаря онлайну за последние 2 месяца я познакомился с предпринимателями из десятков регионов страны, принял участие в эфире ВЭБ.РФ, корпорации «Синергия», информационного агентства ТАСС, попал на Первый канал.

Нам оплатили интернет-рекламу, упаковку франшизы и сегодня мы готовим для подростков запуск Бизнес-смены Онлайн. И это всё благодаря Губернатору Смоленской области Алексею Островскому – и от власти можно получить поддержку.

Мы живём в великое время. С великими возможностями. Никогда ещё в истории такого не было. И поэтому, так трудно. Но масштаб человека и предпринимателя напрямую связан с масштабом стресса, который он может выдержать. А чтобы не было так сложно и страшно, я отношусь к этому как к игре. Игра – великий учитель. Как и Боль. Боль в Игре – это всего лишь индикатор для твоих действий. Не относись к ней, как к боли и она останется индикатором. А ты будешь просто играть в удовольствие.

Мне очень больно видеть, как множество коллег, у которых бизнесы по работе с детьми продолжают ждать и надеяться. Только действие меняет реальность. Ошибок не бывает, любое действие ведёт к развитию. Только бездействие – ошибка.

Мы поставили себе цель: научить максимальное количество предпринимателей в сфере детского отдыха делать качественный продукт для досуга детей в онлайне. Всё равно все к этому придут. Кто хочет сегодня выжить. Так пусть это будет крутой продукт. Который перестанет быть «вторым сортом». Это наша миссия на 2020 год, если хотите.

Вы с нами?

«Захлебывается и тонет не тот, кто погрузился, а тот, кто остался под водой» — Пауло Коэльо.