Если вы боитесь, что, приехав в детский лагерь, ваш ребёнок столкнётся с трудностями во взаимоотношениях, ссорами, спорами, непониманием – не бойтесь. Это неизбежно! Стычки и перепалки – естественный процесс для маленького человека с ещё плохо развитыми коммуникативными навыками. А вот настоящие конфликты – явление в лагере нечастое, ведь вся система лагеря направлена на доброжелательное отношение и детей занимают конструктивной деятельностью с утра до вечера.
Ссоры и конфликты в лагере происходят на фоне:
- борьбы за что-либо (определённую кровать в комнате, за главную роль на сцене, за лидерство, возможность идти первым в строю);
- у младших подростков – вечное противостояние девочек и мальчиков, которое в основном происходит по причине обобщения и стереотипизации («все девчонки – молодцы, а мальчишки – глупые»), ну и конечно неумелое выражение интереса друг к другу: постучаться и убежать;
- ребёнок впервые попал в такой большой коллектив на такой долгий срок и просто не умеет пока выстраивать отношения;
- у подростков конфликты как правило глубже и серьёзней, связаны с внутренними переживаниями, романтическими отношениями или их отсутствием.
К счастью, детская психика – очень гибкий механизм, а возраст – самый подходящий для того, чтобы получать новый социальный опыт, учиться саморегуляции и выходу из конфликтных ситуаций – бесценному для человека навыку! Так вот, лагерь – одно из лучших мест, где этот навык можно получить БЕЗОПАСНО! И первое правило для вас, дорогие родители, и для вожатых: не всегда необходимо вмешиваться в ссору между детьми. Как и в любой другой деятельности, ребенок может научиться решать конфликты лишь участвуя в них. Не стоит мешать детям получать жизненно важный опыт.
Следование правилу №1 не отменяет наблюдения и контроля над взаимоотношениями, поэтому, как только это необходимо, либо как только ребёнок просит о помощи («Меня обижают!») вожатый готов вмешаться и решить эту ситуацию. Можете быть уверены: ребёнок не останется без внимания! Но всё же перед отправлением его в лагерь, стоит проговорить с ним следующие моменты:
- Самый главный и близкий взрослый в лагере – это вожатый! Поэтому, что бы ни случилось, сообщить об этом нужно в первую очередь вожатому! Звонок родителям не только не поможет решить ситуацию на месте, но ещё и добавит лишний повод тревожиться маме и папе.
- Не нужно стесняться и сообщать о своих проблемах вожатому! Если по каким-либо причинам вожатый не бросился здесь и сейчас её решать, напомните ему об этом через несколько минут! Возможно это не самый подходящий момент или место для решения, но он обязательно вернётся к этому, если проблема будет ещё актуальна!
- Если над ребёнком начинают смеяться или несмешно шутить, проявляются черты травли — это очень плохой знак для всего коллектива! В этом случае необходимо незамедлительно сообщить вожатому о том, что происходит.
В психологии существует понятие «зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым. Выготский говорил об умственном развитии, но социальные навыки также формируются и развиваются при взаимодействии со взрослым: учителем, родителем, а в нашем случае – вожатым, педагогом или психологом детского лагеря. Все эти люди – «заточены» на решение детских конфликтов, они этому учатся и практикуют ежедневно. Приведём лишь несколько способов, которыми наверняка воспользуются вожатые в случае возникновения межличностных конфликтных ситуаций у ребёнка:
- Побеседуют, выслушают точки зрения обеих сторон, объективно и беспристрастно предложат один из основных способов решения конфликта: соперничество, компромисс, уход, приспособление, сотрудничество. Самыми эффективными способами являются компромисс и сотрудничество и вожатый сделает всё, чтобы дети взглянули на проблему конструктивно, а друг на друга не как на врагов, а как на союзников!
- В крайнем случае, если конфликты повторяются, переселят ребёнка в другую комнату, предложат вариант чередования (если конфликт касается борьбы за лидерство или за кровать у окна), или смещение акцента на «третье лицо» (вы не можете договориться, поэтому это будет делать другой ребёнок, потому что он…). Если вожатый не может разобраться сам, он привлечёт на помощь кого-то ещё: методиста, старшего вожатого или психолога, кто сможет оценить ситуацию со стороны.
- Игровые формы и технологии решения конфликтов: детей посадят за «стол переговоров», устроят дебаты с доказательством своей правоты, посадят на «Ковёр мира», предложат говорить о проблеме в третьем лице или гипертрофировать её в масштабы Вселенной, обзываться названиями цветов или написать письмо с описанием проблемы.
- В зависимости от возраста и ситуации, иногда достаточно просто соединить мизинчики участников конфликта и произнести «мирись-мирись и больше не дерись», а порой и прибегнуть к помощи психолога или старшего педагогического состава, который уже на своём уровне (возможно и с привлечением родителей) будут разбираться в сложившейся ситуации.
А как же действовать, если ребёнок стал жертвой насмешек или буллинга?
Во-первых, стоит пояснить, что травля происходит в основном среди подростков, это им свойственно сбиваться в стаи и объединяться «против». И это действительно серьёзная проблема, которая в искусственно созданном временном коллективе практически невозможна.
Однако если это случилось, самое правильное — вывести «жертву» из этого коллектива (например, перевести в другой отряд), а с остальными детьми составить действительно серьёзный разговор, чтобы не появилась новая «жертва».
Но, как правило, в отряде создаётся очень правильная, душевная атмосфера. Конфликты, если и возникают, гасятся очень быстро, потому что невозможно долго находиться в ссоре, когда в одном дне столько дел, событий и вся работа лагеря направлена на то, чтобы дружить, а не враждовать! Так что смело отправляйте ребёнка в лагерь и вы удивитесь, какие полезные навыки, в том числе и социальные, он привезёт с собой домой!