#LIFE_INCAMP

«Он первый начал». О конфликтах в детском лагере

Если вы боитесь, что, приехав в детский лагерь, ваш ребёнок столкнётся с трудностями во взаимоотношениях, ссорами, спорами, непониманием – не бойтесь. Это неизбежно! Стычки и перепалки – естественный процесс для маленького человека с ещё плохо развитыми коммуникативными навыками. А вот настоящие конфликты – явление в лагере нечастое, ведь вся система лагеря направлена на доброжелательное отношение и детей занимают конструктивной деятельностью с утра до вечера. 

Ссоры и конфликты в лагере происходят на фоне:

К счастью, детская психика – очень гибкий механизм, а возраст – самый подходящий для того, чтобы получать новый социальный опыт, учиться саморегуляции и выходу из конфликтных ситуаций – бесценному для человека навыку! Так вот, лагерь – одно из лучших мест, где этот навык можно получить БЕЗОПАСНО! И первое правило для вас, дорогие родители, и для вожатых: не всегда необходимо вмешиваться в ссору между детьми. Как и в любой другой деятельности, ребенок может научиться решать конфликты лишь участвуя в них. Не стоит мешать детям получать жизненно важный опыт.

Следование правилу №1 не отменяет наблюдения и контроля над взаимоотношениями, поэтому, как только это необходимо, либо как только ребёнок просит о помощи («Меня обижают!») вожатый готов вмешаться и решить эту ситуацию. Можете быть уверены: ребёнок не останется без внимания! Но всё же перед отправлением его в лагерь, стоит проговорить с ним следующие моменты:

В психологии существует понятие «зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский) –  уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым. Выготский говорил об умственном развитии, но социальные навыки также формируются и развиваются при взаимодействии со взрослым: учителем, родителем, а  в нашем случае – вожатым, педагогом или психологом детского лагеря. Все эти люди – «заточены» на решение детских конфликтов, они этому учатся и практикуют ежедневно.  Приведём лишь несколько способов, которыми наверняка воспользуются вожатые в случае возникновения межличностных конфликтных ситуаций у ребёнка:

  1. Побеседуют, выслушают точки зрения обеих сторон, объективно и беспристрастно предложат один из основных способов решения конфликта: соперничество, компромисс, уход, приспособление, сотрудничество. Самыми эффективными способами являются компромисс и сотрудничество и вожатый сделает всё, чтобы дети взглянули на проблему конструктивно, а друг на друга не как на врагов, а как на союзников!
  2. В крайнем случае, если конфликты повторяются, переселят ребёнка в другую комнату, предложат вариант чередования (если конфликт касается  борьбы за лидерство или за кровать у окна), или смещение акцента на «третье лицо» (вы не можете договориться, поэтому это будет делать другой ребёнок, потому что он…). Если вожатый не может разобраться сам, он привлечёт на помощь кого-то ещё: методиста, старшего вожатого или психолога, кто сможет оценить ситуацию со стороны.
  3. Игровые формы и технологии решения конфликтов: детей посадят за «стол переговоров», устроят дебаты  с доказательством своей правоты, посадят на «Ковёр мира», предложат говорить о проблеме в третьем лице или гипертрофировать её в масштабы Вселенной,  обзываться названиями цветов или написать письмо с описанием проблемы.
  4. В зависимости от возраста и ситуации, иногда достаточно просто соединить мизинчики участников конфликта и произнести «мирись-мирись и больше не дерись», а порой и прибегнуть к помощи психолога или старшего педагогического состава, который уже на своём уровне (возможно и с привлечением родителей) будут разбираться в сложившейся ситуации.

А как же действовать, если ребёнок стал жертвой насмешек или буллинга?

Во-первых, стоит пояснить, что травля происходит в основном среди подростков, это им свойственно сбиваться в стаи и объединяться «против».  И это действительно серьёзная проблема, которая в искусственно созданном временном коллективе практически невозможна.

Однако если это случилось, самое правильное — вывести «жертву» из этого коллектива (например, перевести в другой отряд), а с остальными детьми составить действительно серьёзный разговор, чтобы не появилась новая «жертва».

Но, как правило, в отряде создаётся очень правильная, душевная атмосфера. Конфликты, если и возникают, гасятся очень быстро, потому что невозможно долго находиться в ссоре, когда в одном дне столько дел, событий и вся работа лагеря направлена на то, чтобы дружить, а не враждовать! Так что смело отправляйте ребёнка в лагерь и вы удивитесь, какие полезные навыки, в том числе и социальные, он привезёт с собой домой!