#LIFE_INCAMP

Новые вызовы на рынке детских лагерей и как цифровизация способствует развитию индустрии

Сейчас отправить ребёнка в детский лагерь – это не просто отправить на отдых, но и за получением новых знаний. Текущая рыночная ситуация сделала лагеря непростым бизнесом, который теперь находится на стыке досуга и образования. Успех зависит от многих факторов: сезонность, разнообразие и качество предоставляемых услуг, требования безопасности, конкуренция. Предпринимателям нужно удерживать баланс между прибылью и радостью детей.

В этом материале специалисты компании Первый ОФД и сервиса бронирования путёвок в детские лагеря, туры и досуговые мероприятия incamp.ru рассказывают, с какими трудностями сталкивалась индустрия детского отдыха и как пандемия подтолкнула к цифровизации и открытию онлайн-направлений.

«Каждый год встречаем новые вызовы»

Поскольку детские лагеря завязаны исключительно на личном присутствии детей, на индустрию сильное влияние оказывают внешние факторы.

«За пять лет было многое: уверенный 2019 год со стабильно растущим спросом на зарубежные направления, пандемия и закрытие границ в 2020, кэшбек и последующий за ним прирост цен в 2021 и 2022 годах, активный сезон на шлейфе кэшбека в 2023 году, изменение глубины бронирования, неравномерное заполнение лагерей, рост цен и геополитическая обстановка в 2024 году  каждый год встречаем новые вызовы», — поделилась Екатерина Бочарова, финансовый директор сервиса incamp.ru.

Казалось бы, геополитическая обстановка усложняет развитие зарубежных программ, но, по словам Екатерины, представители индустрии детского отдыха не останавливаются и продолжают как поддерживать, так и налаживать новые партнёрские отношения с организациями в других странах. В 2024 году активно представлено азиатское направление (Китай, Сингапур, Малайзия), доступны к бронированию ОАЭ и Турция, возвращаются образовательные поездки в Великобританию для тех, у кого имеется действующая виза.

Рынок детских лагерей продолжает расти

Первый замминистра просвещения Александр Бугаев сообщил, что летом 2023 года в России работали 39 327 детских лагерей (с учётом городских пришкольных лагерей) – это почти на одну тысячу больше, чем годом ранее. Государство старается поддерживать открытие новых точек: в 2023 году субсидии из федерального бюджета получили 16 регионов, отобранных по конкурсу.

«Детский каникулярный отдых — это не только детские лагеря. Городские клубы, детские туры, образовательные выезды, спортсборы    количество предложений в каталоге incamp растет ежегодно, в том числе за счет новых категорий на сайте. На сегодняшний день число действующих партнеров incamp увеличилось на 50% к 2019 году,» — добавила Екатерина Бочарова.

Также по данным сервиса incamp.ru, за последние 5 лет средний чек на детский отдых вырос от 10 до 100%. В 2019 году средняя стоимость путевки составляла 40 тыс. руб., в 2024 году отдых обходится в среднем от 60 до 100 тыс. руб. в зависимости от региона, продолжительности заезда, категории отдыха, транспортной доступности и других факторов.

Пандемия перевела лагеря в онлайн

Детский лагерь считается сезонным бизнесом, когда лето приносит большую часть прибыли. Самый пик периода пандемии как раз выпал на весну-лето 2020 года и руководителям лагерей необходимо было искать новые идеи для поддержания вожатых и детей, вынужденных проводить лето дома. Тогда и придумали формат онлайн встреч с детьми, без необходимости физического посещения.

Incamp.ru поддержали организаторов отдыха и разработали отдельную категорию «онлайн-лагерь», в которой бесплатно размещали программы партнёров. К июню 2020 года интерес родителей к онлайн-лагерям возрос в 5 раз по данным Яндекс Wordstat.

Екатерина Бочарова вспоминает: «Кто-то проводил небольшие встречи, другие реализовывали креативную программу на целый день. Марафоны, зарядки, спортивные тренировки, разговорные клубы, чаты, игры в мафию и другие ролевые игры, песни под гитару перед сном – почти как в загородном лагере, но перед экраном.»

К маю 2024 года интерес к онлайн-лагерям заметно уменьшился, но количество запросов всё ещё больше допандемийных значений в 2-3 раза, что является хорошей почвой для расширения текущих услуг.

Параллельно с онлайн-лагерями открываются дополнительные онлайн-курсы для детей, которые генерируют выручку не только три летних месяца, а круглогодично. Помимо онлайн-курсов, в детских лагерях устраивают новогодние смены или меняют профиль на «лагерь для взрослых». Также, чтобы не проседать по выручке в течение всего года, некоторые лагеря запускают продажу путёвок со скидкой при покупке заранее или оптом.

Нужны ли детским лагерям собственные сайты?

В эпоху цифровизации люди привыкают, когда что-то можно получить быстро и удобным способом. Сейчас необязательно ехать или даже звонить в лагерь: найти информацию, почитать отзывы родителей, купить путёвку можно в интернете. Дать такую возможность лагерь может двумя, не исключающими друг друга, путями: разместиться в сервисе по бронированию лагерей, например, в incamp.ru или создать собственный сайт.

«Безымянному новичку на рынке собственный сайт нужен как минимум, чтобы вести туда клиентов с рекламы. Если он размещается на incamp.ru, тогда сайт на первых порах не обязателен. Сначала нужно наработать отзывы, историю и тогда уже можно разрабатывать полноценный, приятный и интуитивно понятный сайт, который будет важным элементом повторных продаж для лагеря. У нас есть кейсы, когда за один сезон сотрудничества новые проекты с успехом набирали базу клиентов и репутацию и уходили в дальнейшее самостоятельное плавание. Также к нам на сайт приходят родители, чтобы почитать реальные отзывы людей, посетивших лагерь, или посмотреть обзоры, которые мы самостоятельно составляем, чтобы затем напрямую обратиться в лагерь за путёвкой по аналогии с авиабилетами», — добавляет финансовый директор incamp.ru

Как детскому лагерю получать оплату за путёвки онлайн?

В 2021-2022 году действовала Федеральная программа кэшбэка за детский отдых, которая приучила родителей оплачивать путёвки онлайн. Программа на текущий момент приостановлена, но удобный способ оплаты прижился. Одним из самых частых комментариев по улучшению бронирования путёвок на сайте стала возможность онлайн-оплаты.

Услуга приёма платежей онлайн на сайте называется «интернет-эквайринг». Для подключения нужно обратиться в банк или платёжный сервис. При оплате родитель будет переходить на платёжное окно, где введёт реквизиты карты и оплатит путёвку.

Платёжный сервис предоставляет возможность не только подключить онлайн-оплату на сайт, но и отправлять платёжные ссылки на оплату без сайта. Например, если забронировали путёвку через incamp, лагерь может направить ссылку на оплату родителю по почте, в SMS или мессенджере. Также, если собственный сайт не имеет функционала онлайн-бронирования, можно отправлять родителям ссылку на оплату таким же способом.

Нужно ли пробивать кассовые чеки в лагерях?

Использование онлайн-касс в России регулирует 54-Федеральный закон. Детские лагеря, даже бюджетные учреждения, не входят в список тех, кто освобождён от применения касс. Фискальные кассовые чеки необходимо формировать при наличных и безналичных расчётах с физическими лицами или юридическими лицами, если была оплата банковской картой.

При приёме наличных, если лагерь находится в отдалённой от сетей связи местности, можно применять кассу в автономном режиме, т.е. без доступа в Интернет. В таком режиме касса не отправляет данные оператору фискальных данных (ОФД) и налоговую, но фискальный накопитель собирает информацию о всех созданных кассовых документах. ФНС в любой момент может потребовать предоставить эти данные.

Единственное исключение, когда лагерь может не использовать кассу при приёме наличных – если находится в отдалённой или труднодоступной местности. В список не могут входить города, районные центры, посёлки городского типа – полный перечень местностей утверждают органы власти субъектов РФ.

Как пробивать чеки при оплате онлайн?

При приёме платежей онлайн можно не покупать физическую кассу, а арендовать облачную. Такая касса предоставляется в виде облачного сервиса, который принимает данные о платеже, формирует электронный чек и направляет его оператору фискальных данных. ОФД, в свою очередь, передаёт чек в налоговую и клиенту по E-mail или SMS.

Особенность облачной кассы в том, что можно работать как в автоматизированном, так и ручном режиме.

При автоматизированном родители могут бронировать и оплачивать путёвки через сайт в любое время суток и день недели. Сотрудникам лагеря нет нужды отслеживать платежи, вручную формировать и отправлять электронные чеки, облачная касса автоматизирует этот процесс.

Если у лагеря нет технических возможностей подключить автоматическое формирование и отправку чеков, можно бить чеки в ручном режиме, в том числе пакетной загрузкой. В личном кабинете облачной кассы необходимо ввести предмет расчёта – за что будет оплата, стоимость и другие обязательные данные. Пакетная загрузка удобна тогда, когда пришло слишком много оплат, чтобы формировать чеки вручную. Тогда достаточно выгрузить платежи и загрузить выписку в облачную кассу, чеки сформируются и отправятся пакетом.

«Облачная касса экономит денежные средства на количестве ККТ. Например, если у вас несколько лагерей, то все платежи может обрабатывать одна облачная касса. Также техническое обслуживание лежит на самом сервисе, а не лагере, не нужно приобретать и менять чековую ленту. Это экономит десятки и сотни тысяч рублей ежегодно», — комментирует Илона Кеслер, директор по маркетингу «Первый ОФД».

Чеки как инструмент рекламы

Помимо программы кэшбэка, в регионах действуют различные государственные компенсации за путёвки в детские лагеря. Среди документов, которые необходимо предоставить для получения льгот, есть подтверждение факта оплаты – кассовый чек. Следовательно, лагерям необходимо обеспечить родителей возможностью получить чек, чтобы те могли отправить своих детей отдыхать за более низкую стоимость.

Электронный кассовый чек также можно использовать для рекламы дополнительных услуг лагеря. Внешний вид чека можно изменять по своему усмотрению: например, добавить фирменный стиль, логотип, фон, добавить информацию о новой акции или кликабельный баннер. Такая реклама не противоречит 54-ФЗ о применении онлайн-касс.

Заключение

Рынок детских лагерей не стоит на месте и продолжает успешно балансировать между запросами родителей, детей и внешними факторами. Активная цифровизация открывает доступ к новым возможностям: например, онлайн-бронированию, онлайн-оплате и рекламе, что способствует увеличению заказов и среднего чека путёвок. Государственные программы также направлены на помощь индустрии детского отдыха.

Сервис бесплатного бронирования путёвок в детские лагеря incamp.ru помогает партнёрам в развитии, предоставляет программы кэшбэка родителям и способствует увеличению знаний о детских лагерях России благодаря собственным обзорам с авторскими фотографиями и реальным отзывам.

Первый ОФД, как эксперт в сфере 54-ФЗ о применении онлайн-касс в России, напоминает, что детским лагерям необходимо использовать кассу как по закону, так и для получения субсидий родителями. При онлайн-оплатах подойдёт облачная касса. Электронный чек также можно использовать как дополнительный рекламный инструмент.