10 июля 2015 года команда incamp.ru отправилась в научное путешествие на машине времени вместе с лагерем «Brainstorm» и оказалась в эпохе Средневековья. Алхимики, чумные доктора и рыцарские турниры — какие еще тайны хранит этот мистический период времени и посвященная ему лагерная смена? Сейчас узнаем!
Лагерь «Brainstorm» существует с осени 2014 года, но уже заслужил множество позитивных отзывов от родителей и детей, которые там побывали. Изначально его создатели ориентировались на короткие (осенние, зимние и весенние) смены, но затем стало очевидно, что и на летних каникулах лагерь будет пользоваться популярностью.
1. Программа
«Brainstorm» — это прежде всего научно-познавательный лагерь. Каждая смена посвящена своей тематике или исторической эпохе: Древняя Греция, Средневековье, Современная наука, Нобелевская премия, Российская Академия наук и др. В зависимости от темы меняется программа и наиболее атмосферные моменты. К примеру, на смене «Академии наук» дети мастерят квадратные академические шапочки, а в «Средневековье» — варят мыло.
Но этим «научность» лагеря не ограничивается. Почти каждый день (8 дней из 14-дневной смены) у детей проходят общеобразовательные занятия на выбранных кафедрах — своеобразных кружках по интересам. На смене «Средневековье» дети посещают 4 кафедры: 2 «гуманитарные»(культура и история) и 2 «физико-математические» (точные и естественные науки).
Каждый ребенок может выбрать культуру или историю, естественные науки или точные. Таким образом он одновременно развивается и в гуманитарном и в техническом направлениях. Занятия на каждой кафедре длятся в среднем 1-1,5 часа и проходят утром и вечером.
В течение полутора часов детям рассказывают об основных изобретениях и событиях в истории и культуре, произошедших в эпоху, которой посвящена смена. Ребята активно дискутируют, а также в игровой форме изучают определенный исторический период. К примеру, на занятиях по культуре Древней Греции они лепят из пластилина колонны разных ордеров, а на биологических уроках ставят опыты.
Помимо занятий, в лагере проходит множество спортивных и творческих мероприятий. Ребята играют в подвижные игры. Большой популярностью пользуется Антифутбол (футбол с дополнительными случайными правилами: двумя мячами, сменой вратарей и т.д.). Большое внимание уделяется различным активностям, посвященным тематике смены. В «Средневековье» проходит рыцарский турнир, дети дерутся на тямбарах и стреляют из лука.
Кроме того, в течение смены по желанию за дополнительную плату ребята могут съездить на 2 экскурсии, одна из которых — развлекательная (чаще всего аквапарк), а вторая — познавательная (Бородинское поле, Этномир, Москва Сити и др).
2. Условия
«Brainstorm» делит базу «Радуга», расположенную в Одинцовском районе Подмосковья, вместе с несколькими другими лагерями: «Радуга», «Планета английского», «|creative|camp» и др. Вся территория предназначена только для детского отдыха, поэтому никаких посторонних, кроме сотрудников, охраны и родителей в родительский день, на территории не бывает. Периметр базы тщательно охраняется и находится под видеонаблюдением.
Дети проживают в маленьких уютных одноэтажных корпусах в двухкомнатных блоках. В каждой комнате живут 3-4 человека и есть все необходимое: шкаф, тумбочки, кондиционер. Туалет и душевая кабина есть в каждом блоке.
На территории есть футбольное и волейбольное поля, баскетбольная площадка и теннисный корт (хоккейная коробка — в зимний период), множество беседок и скамеек. Все занятия проводятся в современных учебных корпусах в оборудованных классах. На базе есть медпункт с квалифицированным персоналом.
Питаются дети 6 раз в день в комфортной просторной столовой, где помещаются сразу все отряды, поэтому питание проходит в одну смену и еда не остывает. В лагере отсутствуют дежурства по столовой.
3. Педсостав
За счет небольшого размера Brainstorma и его научной специфики (в лагере есть не только вожатые, но и преподаватели) детям уделяется особое внимание. На 6 детей приходится 1 взрослый.
Занятия на кафедрах ведут дипломированные преподаватели. К примеру, культуру ведет Анастасия Власенко — руководитель смены и дипломированный журналист — международник. Кафедру истории ведет художественный руководитель программы Анастасия Семеновская, историк по образованию. Технические кафедры ведут выпускники соответствующих кафедр МГУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана, открывшие центр дополнительного образования для детей в Жуковском.
Помимо преподавателей с детьми работают вожатые, прошедшие школу Профессионального Вожатого КИД.Travel или имеющие большой опыт работы в других лагерях.
4. Интервью с Анастасией Власенко, руководителем смены
— Анастасия, расскажите, пожалуйста, в чем главная особенность вашего лагеря?
Мы общеобразовательный и познавательный лагерь. Мы даем детям представление о различных научных сферах. У нас нет узкой специализации. К примеру, есть естественнонаучные лагеря, в которых работают репетиторы и дети занимаются только математикой. Языковые лагеря тоже очень распространены, а что касается, к примеру, истории, то я не знаю лагерей, в которых уделялось бы истории такое внимание, как у нас. Мы даем представление о науке.
Если мы говорим о Древней Греции, то мы говорим о колесе, об изобретении колеса, как высчитывается формула диаметра окружности, зачем это было нужно и т.д.
— И дети воспринимают эту информацию?
— Воспринимают. Очень странно для меня было… На этой смене я открыла, что дети хотят разговаривать. Иногда мы просто не успеваем поиграть, провести интерактив, как-то развлечься, потому что мы просто разговариваем. У детей очень много вопросов. Когда мы начинаем новую тему, выясняется, что у детей есть в ней пробелы. Не все владеют терминологией. Не знают значений слов. Начинаешь их объяснять. Проходит какое-то время. Все. Поняли. Поехали дальше. И вот так постоянно. Ребятам очень нравится, что взрослый человек сидит с ними разговаривает на умную тему, но простым языком. И самое главное — готов ответить на все вопросы.
— Есть ли какая-то градация в материале по возрасту? И будет ли интересно 7-летнему ребенку то же самое, что интересно 15-летнему?
— Мы делим детей на отряды, исходя из того, какие кафедры они посещают. Естественно, у них отличаются занятия друг от друга. У младшей и старшей подгрупп. Мы берем одну и ту же тему, но по-разному ее рассматриваем. Расписание составляется так, что утром младшие занимаются либо историей, либо культурой, а старшие — либо точными, либо естественными науками. Вечером мы меняемся.
— Сколько человек на одной кафедре?
— От 5 до 10. Дети же выбирают между кафедрами.
— Правильно ли я понимаю, что ваша программа — это не подтягивание школьной программы?
— Точно нет.
— Это, скорее, о научном и науке интересно? Такая энциклопедия?
— Мы ставим перед собой цель — расширение кругозора, поэтому мы специально берем один гуманитарный предмет, один – не гуманитарный. У нас есть, к примеру, старшие мальчишки, которые учатся в физико-математическом классе, отлично во всем разбираются, но, допустим, история для них – это нечто неизведанное. И если на точных науках они могут разговаривать с преподавателем практически наравне, у них соревнование: кто кого перехитрит и кто больше знает, то потом они приходят на историю и у них – оп! — и провал. И здесь сразу идет заполнение.
— То есть: сочетание одного гуманитарного предмета и одного естественнонаучного — это основа вашего лагеря?
— Да, пока концепция у нас такая. Так было на этих сменах. Естественно, что на осенних и зимних сменах концепция меняется. Там детей и времени меньше. Например, зимняя смена была посвящена Нобелевской премии. У нас была премия, Нобелевские лауреаты, мы проводили Шнобелевскую премию. Плюс мы проводили какие-то испытания. К примеру, выдавали ребенку пластиковый стаканчик, скотч, кусочек веревки и пластилин. И говорили, что вы сейчас должны придумать какое-то изобретение за 5 минут и его представить. Самое классное, когда ребенок придумал игрушку – ловлю узелка на веревке в стаканчик. Это действительно изобретение, которое можно использовать. Он потом сидел и играл в нее.
— Есть в лагере какая-то система наград и поощрения?
— У нас есть постоянный рейтинг ребят, и в конце смены мы выявляем пять самых активных. Это в сумме все. Это не только кафедры, не только обычные мероприятия, даже не столько «я везде молодец», в большей степени — это над собой. Бывает, что в начале смены ребенок молчит, стесняется, ни слова не говорит, но вдруг на кафедре я неожиданно слышу, что он начинает что-то рассказывать. Пусть неправильно. Но если говорить – это его маленькая победа, он получит за это наклейку. И по такому принципу мы каждый день на планерке обсуждаем, кто из ребят сегодня выделился, клеим наклейки, и в результате к концу смены у нас есть пять лидеров.
— Нет каких-то конкретных критериев? Но дети знают, что если ты растешь над собой, то ты получишь награду?
— Они это потом понимают. Например, мальчик постоянно шкодит. Плохо себя ведет. Драки, ссоры, конфликты. И тут бац – мы сидим на планерке и вдруг понимаем, что он сегодня ни с кем не поругался, вел себя спокойно. Вроде как, его похвалить не за что, но он первый день ни с кем не конфликтовал. Он молодец. Он получил наклейку. И дети с утра просыпаются, бегут смотреть эти наклейки, считают, радуются.
— Не расстраиваются?
— Нет, особо не расстраиваются, поскольку не могу предугадать. Если будем говорить, что за участие в таком-то мероприятии ты получишь столько наклеек, то может быть обидно. «А я участвовал, а вы мне не поставили! А я то, а я все!» Тогда начинаются обиды.
А тут вожатые подойдут и подскажут. «Ого! У меня появилась наклейка! – Вот видишь, ты себя вчера хорошо вел. Наверное, поэтому у тебя она и появилась». Ребенок запомнит.
— Вводные тестирования у вас есть, чтобы определить уровень ребенка?
— Нет. Преподавателям буквально первого занятия хватает, чтобы понять уровень детей, и куда дальше двигаться. Лично я всегда первое занятие посвящаю тому, что мы говорим о том, что такое культура. Что это? Чем она отличается от искусства? Что в нее входит? Исходя из этого, мы выходим на то, что мы дальше можем рассматривать на кафедре. И я уже понимаю, что дети знают.
— Каким образом вы поощряете развитие исследовательских навыков?
— У нас есть химическое оборудование. Ребята на кафедрах, если это естественные науки, — чаще всего в халатах. К примеру, на зимней смене мы выращивали бактерии. Мы провели опыт. Ребята пришли с улицы. Естественно, руки не помыли. Сели в помещение. У нас было открытие смены с презентацией кафедр. Преподаватель кафедры биологии и физиологии и говорит: «Сейчас мы с вами узнаем, кто мыл руки, а кто — нет». Она подготовила чашки Петри со средой. Ребята оставили свои отпечатки пальцев, запечатали и положили под батарею до конца смены. И через неделю на закрытии смены мы их снова достали и открыли. И на отпечатках пальцев выросли колонии бактерий! Было сразу понятно, кто помыл руки, а кто – нет. Мы выявили самые чистые руки и самые грязные. И сказали: «Ребята, руки мыть не будете, у вас это будет в организме». Они все: «Фу! Какая гадость!»
— Кому бы вы рекомендовали ваш лагерь?
— Мы ориентируемся на абсолютно обычных детей. Момент специализированной школы, узконаправленной – это, скорее, исключение, потому что такие дети чаще ездят в лагеря с тестами, проверками. Они на это нацелены. Мы ориентируемся на средний уровень детей обычного лагеря. Часто к нам приезжают дети, которые уже заинтересованы чем-то. К примеру, приехала девочка, увлеченная исключительно историей. Мама об это сказала. Но это именно на уровне интереса. Они не углубленно изучают. Это дети, которые из-за своего интереса хватают поверхность, но вглубь не «копают».
— Вы их мотивируете «копать»?
— Мы стараемся. Кроме того, если мы видим, что ребенок знает какой-то факт, но не знает его причины и следствия, мы можем попросить его на следующем занятии подготовить рассказ по этой теме. Он придет, задумается. Интернета тут особенно нет, нигде не посмотришь. Ребенок сам постарается выстроить логическую цепочку, расскажет. Потом мы уже вместе проанализируем этот факт и убедимся: правдива его версия или нет.
— Что вам говорят дети в обратной связи?
— От детей получали, что мозг работает на 100%. (Смеется — Прим. авт.). «Приезжайте все сюда. Кафедры – это круто». У нас не каждый день кафедры. Из 14 дней смены 8 дней занятия . У детей бывает, когда они просыпаются с утра, подходят к плану: «Как? Сегодня не будет кафедр?» Почему? А когда они будут?». И это очень приятно. Я считаю, что наши кафедры — прежде всего для детей. Если ребенок хочет туда прийти, то это самое важное.
На прошлой смене был случай. Я на кафедрах ничего не заставляю никогда записывать, лежит фломастер и ручка, если хотите – можете что-то записать. У меня был ребенок, который писал абсолютно все. Даже если мы играли в какие-то игры, ленты событий и т. д. Он записывал все. Я спросила, почему он все пишет. Отвечает: «Ну, как почему? У меня есть подруга Маша, которая не ходит на кафедру культуры, а я же хочу ей все рассказать, что было». Маша же на истории тоже все записывала. И они друг другу после занятий рассказывали.
«Brainstorm» — это современный лагерь общеобразовательной направленности, главная цель которого — рассказать о научном и сложном доступно и увлекательно. Здесь стремятся показать детям, что образование и уроки могут затрагивать невероятные и удивительные события, а главное, что историю, биологию, физику можно ухватить за хвост и пощупать руками. Если ваш ребенок еще не обрел свой круг интересов или, напротив, чрезмерно замкнулся в одной области, то Brainstorm отлично ему подходит. Очень комфортные условия жизни, талантливые молодые преподаватели, персональное внимание к каждому ребенку и гибкая захватывающая программа помогут раскрыть любые, даже скрытые, таланты. И кто знает, быть может, через много лет именно ваш ребенок скажет «спасибо» этому лагерю в свой Нобелевской речи.
Понравился лагерь «Brainstorm»? Забронируйте путевку бесплатно:
С героями беседовали: Екатерина Аверьянова и Ирина Замотина
Автор текста: Ирина Замотина