Основатель и руководитель детского лагеря «Хаглар» Валерий Астанчук делится многолетним опытом педагогической работы и дает советы начинающим вожатым о том, как вести себя с младшим отрядом.
Лишь немногие вожатые детских лагерей осознанно выбирают работу с младшим отрядом. Чаще всего это люди старшего возраста, преподаватели детских садов, начальной школы, либо профессиональные вожатые-воспитатели с большим опытом работы. Остальные предполагают, что работа с детьми в возрасте 7-9 лет сложнее, чем с подростками. Причина этого стереотипа кроется во внутренних страхах и опасениях педагога. Приведу наиболее распространенные из них:
- малыши не соблюдают правила гигиены и не убираются в комнате
- малыши никогда не слушаются, и все время разбегаются в разные стороны
- с малышами не о чем разговаривать, у них примитивные интересы
- малыши часто плачут и скучают по родителям
- малыши забирают много сил и энергии у вожатого
Эти страхи и отказ от работы с младшим отрядом обоснованы только в одном случае — вы боитесь развиваться и профессионально расти.
Если вы заметили в своем отряде проявление даже одного из пяти вышеописанных фактов – вы выбрали неправильный педагогический подход к детям, и у вас есть шанс все исправить. Одно из важнейших преимуществ работы с младшим отрядом — вы всегда можете понять, что сделали ошибку. Вам тяжело и грустно с отрядом? Вы делаете что-то не так. Дети не хотят вас слушаться? Вы сами подтолкнули их к этому. В силу возраста и гибкости психики, ребята «подстраиваются» под вожатого и «отзеркаливают» вам ваши ошибки.
Как их не допустить? Давайте разбираться!
Внутренние установки вожатого – залог успеха отряда
Совет №1: Перед началом работы с отрядом пообщайтесь с самим собой и сформулируйте правила игры.
Когда я узнаю номер отряда, первым делом я стараюсь сформулировать сверхзадачи или цели, которых я хочу достигнуть в работе. Чаще всего они связаны с «зонами развития» моей личности.
К примеру, продолжительное время моей установкой было: «Будь терпеливым и не повышай голос на детей». Она ввергала меня в постоянный стресс, ведь дети порой могут довести до белого каления даже очень терпеливого человека, но я обязал себя сдерживаться и оставаться спокойным. Через некоторое время я модифицировал это правило.
Следующая установка, на мой взгляд, была более правильной: «Не относиться к отряду, как к «очередному» в моей практике. Постараться запомнить каждого ребенка и узнать о каждом что-то интересное». Этот принцип переключил мое внимание и заставил больше взаимодействовать с детьми.
На сегодняшний день моя главная установка — «Каждый ребенок волен делать то, что естественно его природе. Никто из них не хочет усложнять мне жизнь. Я не буду манипулировать, управлять и принуждать детей к нужному мне поведению. Моя задача – предложить им честные и справедливые правила взаимодействия, предоставив право выбора. А еще я должен быть авторитетным, строгим, но справедливым взрослым и подавать пример в поведении и общении».
Эта формулировка позволила мне обратиться в первую очередь к самому себе и ответить на несколько вопросов:
- Что такое «честные и справедливые правила взаимодействия»?
- Действительно ли я верю, что дети свободны выбирать, как им себя вести со мной?
- Что делать, если я буду испытывать недовольство или даже гнев?
- Где граница между строгостью и справедливостью?
- Какие методы управления, поощрения и наказания я использую?
Ответы на них формируют мой индивидуальный стиль общения с детьми. Если вы не задаете себе подобные вопросы, у вас нет шансов хоть как-то сформулировать свои принципы, стратегию и педагогические методы. Без внутреннего педагогического стержня вы никогда не сможете эффективно организовать свой отряд, то есть ваши дети не получат позитивный эмоциональный заряд, не отдохнут и не реализуют себя в общении. Вы готовы пойти на такие жертвы? Думаю: нет. Вопросы и установки у каждого вожатого могут и должны быть совершенно разными, ведь все уникальны, но их поиски формулировка пойдут на пользу всем.
Разобравшись со своими внутренними установками, я стараюсь прояснить установки своих напарников и синхронизировать их, чтобы мы не стали героями басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
Педагогическая цель
Совет №2: Хочешь научить – ищи правильный подход!
После внутренней настройки на детей, я стараюсь выбрать педагогическую тему отряда. Опираясь на психовозрастные особенности детей, я определяю зону развития, которую мы будем «прокачивать» с детьми на протяжении всей смены. Например, моя последняя тема — развитие самостоятельности. Дети 7-9 лет уже способны самостоятельно следить за собственной гигиеной, вещами и уборкой в комнате, но далеко не всегда этим занимаются. Как их к этому приучить?
Раньше я использовал метод соревнований с выдачей наклеек и призов. Но дети часто симулировали или обманывали, чтобы получить желаемый стикер и наклеить его на доску почета. Реальных сдвигов в обучении не происходило: дети прекрасно чувствовали манипуляцию, заложенную в систему. Бесконечные разговоры о важности самостоятельности также бессильны перед детской непосредственностью.
Когда, на первый взгляд, логичные и правильные действия терпят крах, надо действовать от противного, к примеру, использовать «вывернутую» формулировку с неким «но!».
На одной из смен мы долго и мучительно заставляли детей умываться и чистить зубы утром и вечером. Действуя от противного, мы сказали, что больше НИКОГДА не будем этого делать. Это удивило детей и заставило нас слушать дальше. После небольшой паузы мы произнесли заветное «но». «Но все взрослые чистят себе зубы сами. Раз вы пока еще маленькие — мы будем чистить вам зубы, пока вы не научитесь».
Дети разразились смехом, представив, как вожатые будут это делать. Мы предложили детям право выбора, кем они хотят быть: маленькими или взрослыми. По установленным правилам, мы каждый вечер задавали вопрос: «Кому почистить зубы?» — и если не слышали ответа «я сам», шли чистить зубы нашим карапузам. Надо заметить, что ни одному ребенку за всю смену мы не почистили зубы, не покормили из ложечки в столовой, не переодели нижнее белье и не заставили убираться в комнате. Идея «я сам» легла в основу нашего взаимодействия внутри отряда. Каждый старался быть самостоятельным, ведь именно это дает детям чувство взрослости и настоящей свободы.
Общение
Совет №3: Разговаривайте с детьми – у них есть чему поучиться!
Дети 7-9 лет очень много времени проводят в шумных играх, бегают, прыгают и крушат все вокруг. Тяжело представить, что у вас может быть что-то общее. Вам уже не хочется так много, беспорядочно, бесцельно бегать по улице. Пропасть в жизненных интересах между вожатыми и детьми в этом возрасте колоссальна, но только если вы не умеете «наводить мосты».
«Мостами» в данном случае служат ответы на вопросы, которые задают вожатые. Это требует некоторого усилия и веры со стороны взрослого в то, что ребенок даже в этом возрасте имеет свое собственное мнение, мысли и принципы. Сделав первый шаг и задав детям серьезные вопросы об их будущем, о жизни или о том, что происходит во внешнем мире, вы удивитесь ответам.
Окажется, что семилетки – искренние и открытые люди, с еще не зажатым мышлением, в отличие от комплексующих и утомленных подростков. Их мышление поразит вас своей оригинальностью.
Так меня удивляла Настя, 9 лет, которая точно знала, что в США находятся самые большие залежи костей динозавров, и мечтала стать палеонтологом. Восьмилетний Влад рассказывал про корабли и Отечественную войну, о подвигах своего деда, которым он безумно гордился.
Дети рассказывают про семьи, друзей и мир, в котором растут, – учителей, школу, кружки – и все это безумно интересно. Чуть позже, дети начинают задавать вам вопросы, которые их действительно волнуют, и вам придется потрудиться, чтобы найти на них ответы.
Если вы еще не устали удивляться, общение с детьми младшего возраста станет для вас чем-то невероятным. Конечно, оно не может быть столь продолжительным, сколько вам бы хотелось, так как внимание детей в этом возрасте быстро переключаются. Тем не менее, в условиях лагерной загруженности этого будет вполне достаточно.
Личный пример
Совет №4: Будьте хорошим примером!
Одна из особенностей возраста 7-9 лет – в том, что авторитетом для детей все еще выступают люди старше их по возрасту, в том числе в вопросах взаимоотношений и общения. Дети следят за вашим взаимодействием с напарниками и другими членами отряда. Часто они копируют ваше поведение, считая его эталоном.
Именно поэтому я часто делюсь с детьми своим опытом, рассказывая истории в интересной и доступной для них форме. Я не пытаюсь их обманывать, представляя себя неким безукоризненным героям. Если я ошибаюсь, я прошу прощения у ребенка. Если я обещал выполнить что-то и забыл, я признаю неправоту и стараюсь исправиться. Своим личным примером я показываю, как бы мне хотелось, чтобы вели себя дети.
Порой у всех нас внутри просыпается желание использовать силу влияния и заставить детей действовать вопреки их желаниям. Это случается в минуты усталости или эмоциональной слабости. В такие моменты я стараюсь передать работу своим напарникам, чтобы не разрушить установленные права на свободу детей. Я допускаю, что не всегда могу быть идеальным взрослым, также я допускаю, что мои действия могут навредить нашим отношениям с детьми.
Именно эти мысли не дают мне почувствовать себя неким «божком» с мандатом неприкосновенности и вечной правоты. В противном случае любые попытки выстроить эффективные и полезные связи с детьми будут обречены на провал.
Саморегуляция отряда
Совет №5: Доверьтесь отряду – он знает лучше.
В заключении хочется рассказать о том, как я позволяю своему отряду управлять событиями в течение смены. В самый первый день смены я открываю детям великую тайну – вожатые не умеют читать мысли. Если вы хотите чего-то, об этом обязательно надо сказать.
Далее в течение нескольких дней вы должны доказать детям, что выражать свое собственное мнение в кругу отряда — в первую очередь безопасно. Никто их не осудит, не оценит и не поставит оценку в журнал. Если вы справились, дети начнут делиться своими желаниями.
Затем можно составить некоторый общий лист желаний, которые должны быть выполнены в течение смены. Далее, как опытному менеджеру, вам необходимо организовать людей и время, чтобы желания могли исполняться. Вам совсем необязательно выполнять желания детей самостоятельно, они сами на это способны, просто дайте им эту возможность.
Также будьте внимательны к настроению отряда в течение дня. Иногда дети могут захотеть пропустить общелагерную игру, и вы должны дать им на это право. А когда-то им наоборот захочется потанцевать на дискотеке, а по плану у вас стоит «внутриотрядка». Найдите способ организовать им ее, не мешая остальным отрядам. Самое важное – следовать внутреннему состоянию отряда, а не выполнить все, что у вас написано в папке и плане смены.
Дети захотели пропустить завтрак и спать вплоть до начала занятий? Детям не нравится еда в столовой? Часто мы просто игнорируем подобные вопросы, а ведь именно правильное и эффективное их разрешение – это лучший тренинг детям о том, как быть настоящим взрослым.
Работа с младшим отрядом — это не столько подтирание носиков и слез, сколько безумно интересный процесс становления маленькой личности. Младшие дети обладают колоссальной энергией, частью которой они готовы с вами поделиться в обмен на ваше искреннее отношение к ним. Используйте этот шанс. Помните, что профессиональный вожатый может работать эффективно с детьми любого возраста – нужно только немного труда и работы над собой.
Автор текста: Валерий Астанчук
Биографическая справка:
Сейчас основная сфера его профессиональных интересов — это подготовка и обучение персонала для работы в детских лагерях.
В 2015 году Школа вожатского мастерства «Хаглар» подготовила более 300 вожатых и воспитателей.
Забронировать путевку в лагерь «Хаглар», которым руководит Валерий, вы можете прямо сейчас: