Кубик, карточка, цилиндрик…

Мы ходим в развивайку уже с 10 месяцев!
А мы – с 1,5 лет. И нам так нравится! — гордо чеканят две мамочки в песочнице.
Сейчас столько разных методик, а какую выбрали вы для развития вашего малыша? – присоединяюсь я к намечающемуся увлекательному разговору…

На меня устремляются две пары выпученных от удивления глаз.

Какие методики? О чем это вы?
Мы ходим просто, чтобы ходить куда-нибудь, кроме песочницы и магазина с поликлиникой. Чтобы ребенок в детском саду не давал себя в обиду, чтобы быстрее адаптировался. Да и вообще дома нет времени заниматься! — слышу я в ответ.

Хм… Ходить куда-то, чтобы просто ходить… Мы не сторонники такого подхода, поэтому сегодня проведем краткий обзор наиболее популярных методик раннего развития детей.

Методика Марии Монтессори

29смотрарв

Изначально система итальянского педагога была создана для детей с ограниченными возможностями. «Помоги мне сделать это самому» — основной ее девиз.

Создается развивающая среда с помощью повседневных предметов (коробочки, пустые тюбики, прищепки, буквы, вырезанные из шершавой, гладкой, мятой бумаги и т.п.), используется классический Монтессори-материал (деревянные блоки с цилиндрами разной высоты и диаметра), тактильный коврик (из лоскутков, разных по цвету, фактуре, размеру, материалу), рамки-вкладыши.

Плюсы:

  • особое внимание уделяется мелкой моторике для развития речи
  • развиваются логика
  • ребенок приучается к порядку (весь материал дети убирают за собой сами)

Минусы:

  • мало внимания уделяется творческому развитию
  • методика не предполагает работу с непоседами-«электровениками»

Методика Глена Домана доман

Методика американского военного врача была создана также для детей с задержкой психического развития и травмами мозга. А раз она помогла больным деткам, ее быстренько адаптировали для воспитания здоровых. Ноу-хау Домана – показ карточек и никаких комментариев. К примеру, на карточках по математике нарисованы крупные красные точки. Их количество не указано цифрой. По мнению автора, абстрактные значки-закорючки на первых порах ни к чему. На карточках по чтению аналогично красным цветом на белом фоне прописаны слова. Их показывают в течение 2-3 секунд и громко называют, что написано. Ну и в принципе все, единственное – количество карточек ежедневно увеличивается.

Принципиальное требование: не устраивать ребенку проверки, не спрашивать, что он понял – просто поверить в малыша, он ВСЕ усваивает.

Плюсы:

  • хорошие и быстрые результаты у 75 % детей
  • развивается память, логика

Минусы:

  • нет обратной связи
  • ребенок не активен, работает только зрение
  • в продаже карточек мало – основную часть придется делать самим

Методика Никитиных

ники

Обычно первая ассоциация, которая возникает при упоминании этой методики, — «это те, у которых дети раздетые» (активная пропаганда закаливания с пеленок). Но это не совсем так. Методика комплексная и вместе с физическим развитием подразумевает раннее и даже опережающее развитие способностей и интеллекта.

Плюсы:

  • сочетаются физические и интеллектуальные нагрузки
  • все в доме способствует движению
  • развитие логики, пространственного мышления, аналитических способностей

Минус:

  • методика обидно воспринимается как «семейный эксперимент» без особых результатов

Методика Николая Зайцева

Основная цель – научиться читать и говорить одновременно. Более всего известны знаменитые «кубики Зайцева». Основное правило – давать ребенку «все и сразу», т.е. ребенок сразу получает все кубики для игры, таблицы для рассматривания. С этого момента начинается обучение. Чтению, по этой методике, детей обучают по складам (слогам) – Зайцев является ярым противником классической азбуки, в которых названия букв привязаны к картинкам: А – абрикос, Б – банан и т.п.

Плюсы:

  • легкодоступная методика
  • информация воспринимается почти всеми каналами, кроме обоняния

Минус:

  • предстоят трудности при разборе слов по составу

Раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум 6) лет. «Не слишком ли рано?» – возмутятся многие. «Детей лишаем детства!» — поддержат другие.

Негодование усилится, если вспомнить, что некоторые развитием ребенка начинают заниматься вообще  до его рождения. Вопрос, конечно, интересный, и мнений будет много. Помним о главном: цель любой методики раннего развития – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности.