– Мы ходим в развивайку уже с 10 месяцев!
– А мы – с 1,5 лет. И нам так нравится! — гордо чеканят две мамочки в песочнице.
– Сейчас столько разных методик, а какую выбрали вы для развития вашего малыша? – присоединяюсь я к намечающемуся увлекательному разговору…
На меня устремляются две пары выпученных от удивления глаз.
– Какие методики? О чем это вы?
– Мы ходим просто, чтобы ходить куда-нибудь, кроме песочницы и магазина с поликлиникой. Чтобы ребенок в детском саду не давал себя в обиду, чтобы быстрее адаптировался. Да и вообще дома нет времени заниматься! — слышу я в ответ.
Хм… Ходить куда-то, чтобы просто ходить… Мы не сторонники такого подхода, поэтому сегодня проведем краткий обзор наиболее популярных методик раннего развития детей.
Методика Марии Монтессори
Изначально система итальянского педагога была создана для детей с ограниченными возможностями. «Помоги мне сделать это самому» — основной ее девиз.
Создается развивающая среда с помощью повседневных предметов (коробочки, пустые тюбики, прищепки, буквы, вырезанные из шершавой, гладкой, мятой бумаги и т.п.), используется классический Монтессори-материал (деревянные блоки с цилиндрами разной высоты и диаметра), тактильный коврик (из лоскутков, разных по цвету, фактуре, размеру, материалу), рамки-вкладыши.
Плюсы:
- особое внимание уделяется мелкой моторике для развития речи
- развиваются логика
- ребенок приучается к порядку (весь материал дети убирают за собой сами)
Минусы:
- мало внимания уделяется творческому развитию
- методика не предполагает работу с непоседами-«электровениками»
Методика Глена Домана
Методика американского военного врача была создана также для детей с задержкой психического развития и травмами мозга. А раз она помогла больным деткам, ее быстренько адаптировали для воспитания здоровых. Ноу-хау Домана – показ карточек и никаких комментариев. К примеру, на карточках по математике нарисованы крупные красные точки. Их количество не указано цифрой. По мнению автора, абстрактные значки-закорючки на первых порах ни к чему. На карточках по чтению аналогично красным цветом на белом фоне прописаны слова. Их показывают в течение 2-3 секунд и громко называют, что написано. Ну и в принципе все, единственное – количество карточек ежедневно увеличивается.
Принципиальное требование: не устраивать ребенку проверки, не спрашивать, что он понял – просто поверить в малыша, он ВСЕ усваивает.
Плюсы:
- хорошие и быстрые результаты у 75 % детей
- развивается память, логика
Минусы:
- нет обратной связи
- ребенок не активен, работает только зрение
- в продаже карточек мало – основную часть придется делать самим
Методика Никитиных
Обычно первая ассоциация, которая возникает при упоминании этой методики, — «это те, у которых дети раздетые» (активная пропаганда закаливания с пеленок). Но это не совсем так. Методика комплексная и вместе с физическим развитием подразумевает раннее и даже опережающее развитие способностей и интеллекта.
Плюсы:
- сочетаются физические и интеллектуальные нагрузки
- все в доме способствует движению
- развитие логики, пространственного мышления, аналитических способностей
Минус:
- методика обидно воспринимается как «семейный эксперимент» без особых результатов
Методика Николая Зайцева
Основная цель – научиться читать и говорить одновременно. Более всего известны знаменитые «кубики Зайцева». Основное правило – давать ребенку «все и сразу», т.е. ребенок сразу получает все кубики для игры, таблицы для рассматривания. С этого момента начинается обучение. Чтению, по этой методике, детей обучают по складам (слогам) – Зайцев является ярым противником классической азбуки, в которых названия букв привязаны к картинкам: А – абрикос, Б – банан и т.п.
Плюсы:
- легкодоступная методика
- информация воспринимается почти всеми каналами, кроме обоняния
Минус:
- предстоят трудности при разборе слов по составу
Раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум 6) лет. «Не слишком ли рано?» – возмутятся многие. «Детей лишаем детства!» — поддержат другие.
Негодование усилится, если вспомнить, что некоторые развитием ребенка начинают заниматься вообще до его рождения. Вопрос, конечно, интересный, и мнений будет много. Помним о главном: цель любой методики раннего развития – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности.