В рамках проекта «Профессионалы о профессиях» мы пообщались с одним из самых популярных в СНГ художников-комиксистов Татьяной Бойко, известной также под ником Octane. Татьяна — автор популярных серий комиксов «Эльфийская магия» и «Некромантийя». Художница поделилась с нами мыслями о современной индустрии комиксов и том, как нарисовать популярный комикс.
Татьяна – один из немногих признанных авторов-комиксистов на просторах СНГ. Ее книги издаются, за приключениями ее героев следят тысячи преданных фанатов, но главное: она нашла дело своей жизни и мечту, для реализации которой усердно трудится день ото дня.
— Добрый день, Татьяна! Кто вы в первую очередь: художник или комиксист?
— В первую очередь я художник, а только во вторую – комиксист, хотя комиксами я занимаюсь очень давно, около десяти лет.
Я закончила Киевскую республиканскую художественную школу, потом поступила в Киевский Политехнический институт на факультет графики. Можно сказать, что я работаю по специальности. Пока я училась, я постепенно начала увлекаться комиксами, делать их на профессиональной основе. В 2011 году моя книжка комиксов «Некромантийя» была издана издательством «Евгениос». На этом пока список моих регалий и достижений заканчивается.
— Я правильно понимаю, что на данный момент у вас два основных комикса: «Некромантийя» и «Эльфийская магия»?
— Да, на данный момент это два моих основных проекта. Но «Эльфийская магия» очень короткая и закончена несколько лет назад, поэтому можно считать, что сейчас у меня только «Некромантийя» развивается, поскольку там уже около 700 страниц.
— Именно первый том «Некромантийи» был издан?
— Да, сейчас издатель работает над версткой второго тома. Вернее, даже не второго тома, а первой части второго тома, поскольку том оказался, неожиданно для меня самой, настолько огромным, что в одну книгу он просто не уместился. Мы решили разбить его на несколько томов. По идее, будет три тома.
— Как вы решили стать художником-комиксистом и как вы нарисовали свой первый комикс?
— Я точно помню, что это было в девятом классе. Я пришла домой после школы, взяла тетрадку в клетку и нарисовала первую страницу «Некромантийи». Не могу сказать, что я соображала в тот момент, что делаю. Но как-то само получилось. Забавно, что тогда еще в девятом классе я нарисовала первую страницу, которая через семь лет без каких-либо изменений перекочевала уже в профессиональный комикс. При этом сколько бы я ни меняла сценарий, первая страница всегда остается неизменной.
Что меня вдохновило на создание комикса, я не знаю. Я просто взяла и нарисовала. Потом затянуло, понравилось и я начала делать дальше.
— Сколько «Некромантийя» будет продолжаться? Вы близки к завершению или планов еще много?
— Второй том близок к завершению… Я не любитель растягивать историю на бесконечное количество страниц, потому что, если, если честно, я читаю своих коллег по цеху, и некоторые проекты за много лет начинают сами себя изживать, становятся неинтересными, в них начинается бесконечная «Санта-Барбара». Я не хочу проделывать то же самое со своим комиксом. Я всегда стараюсь сказать ровно столько, сколько мне есть, что сказать.
— Вы одновременно сценарист и художник комиксов? Работаете ли вы в соавторстве?
— У меня нет соавторов. Я и соавтор – вещи несовместимые. Кому-то легче работать в паре. Кто-то работает вообще в коллективе: контурист, колорист, сценарист. Я этой системы не понимаю, разве что промышленные масштабы, вроде Марвел. В их случае это обосновано, так как у них произведение уже переходит в продукт. Но я бы никогда не доверила свою работу другому. Я в этом плане одиночка и всегда работаю одна. Мне так легче, ни под кого не надо подстраиваться. Единственный мой опыт совместного творчества был лет семь назад, и он был провальным. Лебедь, рак и щука растянули историю в разные стороны, и ничего не вышло. Я отказалась от идеи совместного творчества.
— Комиксы для вас — это увлечение или профессиональная деятельность?
— Если говорить об оплачиваемости труда, то, наверное, комикс для меня – это уж профессия. Я знаю, что на просторах СНГ нет школ комиксистов. Это искусство у нас не развито на достаточном уровне, к примеру, как во Франции, где есть свой рынок и читатели. У нас этого не понимают. У нас только начинает набирать обороты краудфандинг. Я сейчас им тоже пользуюсь. Некоторые читатели могут отправлять мне какие-то деньги, чтобы поддержать проект. В обмен я обязуюсь продолжать и продолжать серию комиксов. Поэтому, наверное, это уже моя профессия. Тем более что я не собираюсь на этом останавливаться.
— В СНГ реально ли жить на доходы от комиксов? Или нужно совмещать рисование с чем-то еще?
— Лично мне денег, которые я получаю за комиксы, — когда как: в один месяц их может хватить, а в другой приходится потуже затянуть пояс. В основном, я подрабатываю и поэтому держусь на плаву. У меня была официальная работа, но я уволилась, потому что не видела смысла оставаться.
— Считаете ли вы себя состоявшимся и полностью самореализовавшимся автором, или еще настолько много планов, что все еще только начинается?
— Я бы себя не назвала состоявшимся автором. Конечно же, прикольно, что книгу издали и столько читателей, которые даже готовы спонсировать мою деятельность, но все же мне кажется, что я стою в самом начале карьеры. Мне еще расти и расти и в техническом плане, и в плане изложения своих историй. В общем, работы еще очень много.
— Сколько человек вас читает?
— Я точно не знаю. Я сижу на трех ресурсах: группа Вконтакте, страничка на diary.ru и сайт acomics.ru. Судя по количеству народа, что-то около 10000 читателей, плюс-минус 1000. Но я не думаю, что все эти люди считают меня единственным хорошим автором, с которого надо сдувать пылинки и читать только его. Я думаю, что много людей, которые читают мой комикс как обычную статистическую вебку, не более. Есть, наверное, 200 человек, с которыми я постоянно общаюсь. Они постоянно мне пишут и помогают мне материально.
— Рядовой день художника-комиксист — какой он? Сколько времени вы тратите на комиксы?
— Хороший вопрос, так как все очень по-разному. Как только садишься за компьютер, начинаешь отвлекаться. Начинаешь красить – ой, а почему бы не зайти на тот сайт? Ой, а надо посмотреть почту. Ой, там чай готов. Получается, что работа идет рывками. Я однажды попробовала, отвлекаясь только на еду и естественные нужды, за целый день выжать из себя максимальное количество страниц и посмотреть, на что я способна. Оказалось, что я могу делать три страницы «Некромантийи» в день. Но это был мой максимум, после которого у меня чуть глаза не вылезли. Вообще, рисуется все очень быстро. За несколько часов я могу сделать и контур и покраску. Самое сложное – придумать идею и сюжет. Когда не знаешь, что нужно рисовать, начинаешь водить карандашом по бумаге: и то не получается, и это. Этот процесс может затянуться на целую неделю.
— Как часто вы выкладываете выпуски? И как часто вам бы хотелось их выкладывать?
— Ну, я не хочу разбаловать своих читателей (смеется). Чтобы они привыкли, а потом внезапно у них ломка началась. Бывает, что я каждый день выкладываю. Бывает, что раз в неделю выкладываю. Это может прозвучать нескромно, но я считаю себя комиксистом с одним из самых высоких КПД. Техника, умноженная на скорость. Если рисуешь одно и то же в течение пяти лет, то рука набивается. Наверное, мне бы хотелось выкладывать или через день или через два, чтобы читатели не скучали, но и не успевали забыть историю. Бывает такое: если очень редко выкладываешь, то человек уже забывает половину книги, и ему тяжело ориентироваться.
— Ваш путь от первой задумки в девятом классе до первых поклонников был длинным? И быстро ли пришло признание?
— Честно говоря, я такой человек, который длительное время рисовал только для себя. Нет ничего ужасного в том, что вас не комментируют, не лайкают, не обращают внимания. Никто популярным сразу не рождается. Нужно просто делать то, что тебе нравится. Если ты хочешь просто привлечь внимание, и работаешь только за тем, чтобы тебя заметили, то я считаю, что это путь в никуда. Делай то, что тебе нравится. Делай это для самого себя. Неважно, прокомментируют тебя или не прокомментируют. Я знаю, что есть такие люди, которые, как вампиры, питаются отзывами и без них просто не могут. Но лично я начинала свой путь с полного нуля. И рисовала только для себя и пяти своих знакомых, и ничего страшного в этом не видела. Может, я просто такой человек, интроверт, мне не нужно, чтобы мне каждую секунду чего-то писали.
Нужно свыкнуться с мыслью, что всего и сразу тебе не дадут. Бывает, конечно, такое, что кто-то быстро получает огромную популярность. Но я длительное время сидела в своем бункере. К примеру, было забавно с «Эльфийской магией»: я ее долго рисовала, ее просматривали мои знакомые в количестве пяти штук. Но потом мне подруга как-то пишет: «Смотри! У тебя начались репосты! Твой комикс куда-то утащили». И там началось. У меня было четырнадцать постоянных читателей, а тут началась волна: сто, двести, триста. Тогда и началась активная фаза развития.
— Если бы до сих пор у вас не было бы какого-то признания, то вы бы продолжали рисовать? Вам бы этого хватало?
— Сейчас я привыкла к тому, что мнения фонтанируют, люди активно обсуждают мои комиксы. Это стало нормой. Наверное, если бы сейчас у меня все это отобрали, я бы переживала. Но раньше, когда я рисовала только для себя и знакомых, я не испытывала дискомфорта по этому поводу.
— Что самое приятное в работе комиксиста?
— Для меня очень важен не результат работы, а процесс. Некоторые люди гордятся тем, что они уже сделали, а я достаточно быстро охладеваю к уже сделанным проектам и начинаю что-то новое. Для меня важен процесс.
— Вы получаете удовольствие от самого рисования?
— Да!
— Что самое сложное в работе комиксиста?
— Самое сложное – придумать каскадровку и сценарий. Мыслительный процесс в сторону сценария для меня самый тяжелый и неприятный.
— Есть ли у вас профессиональная мечта?
— Наверное, мне бы хотелось когда-нибудь получать за свои проекты достаточно денег, чтобы я могла больше ничем не заниматься, кроме них.
— А хотелось бы какие-нибудь профессиональные награды, признание со стороны коллег и экспертов?
— У меня есть кумиры в этой сфере. Тот же Оливье Ледруа. Но чтобы меня кто-то признал – такой мечты нет. Все эти известные люди – тоже люди, и с чего-то начинали. Это, конечно же, престижно, но лично мне хватает признания моих читателей. Конечно же, я не откажусь, но признания читателей мне более, чем хватает.
— Как вам кажется, кто вас читает? Пол, возраст, род занятий?
— Если честно, я иногда поражаюсь, насколько у меня разные читатели. Среди них есть и подростки, и ролевики, и анимешники, по которым я проехалась танком. Для меня было удивительно, что им это нравится. И какие-нибудь сорокалетние состоявшиеся серьезные дяди. Для меня это вообще было сюрпризом, но в основном читают люди моего возраста от двадцати до тридцати лет. По роду занятий – не знаю. Знаю, что есть ролевики, реконструкторы — вся братия, которая любит Средневековье.
— Есть какая-то цель или миссия у Вашего творчества? Что бы вам хотелось донести до читателя?
— Здорово, когда твое творение воспринимают не так, как ты его задумывал. У меня был случай, когда одна девушка сказала, что моя книга спасла ей жизнь, когда она лежала на больничной койке. Моя книга стала единственным, за что она уцепилась. Это было очень трогательно.
Лично я хотела донести до людей мысль о том, что надо всегда искать свой путь. Особенно если речь идет о комиксах. К сожалению, наши люди часто страдают подражательством. Они копируют мангу, стараются быть мангаками, подражают Диснею, еще кому-то. В результате это даже не вторичный продукт, а третичный. Переработка уже переработанного. Лично я в своем творчестве стараюсь никого не копировать и никому не подражать. Наверное, я бы очень хотела передать эту мыслю людям. Но к сожалению, меня мало кто поддерживает в этом вопросе.
— А почему?
— Я не знаю. Мне говорят, что надо же на чем-то учиться. Может быть, людям просто нравится данный стиль. Они хотят, чтобы было так же. Ну, пожалуйста. Но по-моему, дело даже не в подражании технике, а в подражании сценариям, каким-то клише, персонажам. Всему абсолютно. Получается, что нет ничего нового и индивидуального. Есть только бесконечное подражание и на этом все. Увы.
— Если ребенок хочет стать художником-комиксистом, то что делать?
— Школы комиксов в СНГ нет. Сначала надо выяснить: действительно ли у ребенка есть тяга или это сиюминутное желание. Если он хочет посвятить этому жизнь, то его надо отвести в художественную школу. Там он поймет, стоит ли ему идти в художественный ВУЗ или на школе и любительском уровне лучше остановиться.
Я считаю, что ребенка стоит отдавать в художественную школу, если у него есть желание. Когда я училась в самой первой своей художественной школе, к нам приезжали французы с комиксами, а французские комиксы делаются на очень высоком уровне. Я была маленькой, нам дали полистать эти комиксы. На меня это произвело очень большое впечатление. Я думаю, что ребенку, если он хочет быть комиксистом, надо показать пример хороших комиксов, красочных, интересных и профессиональных, но не американских.
Американские комиксы я не люблю. Они очень однообразные по стилистике и сюжетам. Там редко бывает что-то интересное. Французские комиксы могут служить образцом. Их очень много. Из того, что в голову приходит: «Приключения Тинтина» — прекрасно для детей подходит. Еще, конечно, Оливье Ледруа, но у него много таких сцен и рисунков, которые не каждому взрослому подойдут, не то что детям. Но у него очень запоминающийся стиль. Посмотришь на страницу и сразу же понимаешь, кто ее нарисовал.
— Индивидуальный стиль важен для художника?
— Я многое времени уделяю своей узнаваемости. Я в силу своей интровертности ни с кем почти не общаюсь. Часто бывает, что художники-друзья постепенно начинают друг у друга что-то «подтыривать»: образы, героев, сюжеты. В конечном итоге это уж не художники, а целый конгломерат. Не поймешь: кто — где и кто — у кого. Я так не делаю. Я особенно ни с кем не общаюсь. Если я улавливаю у себя какие-то моменты, которые мне кажутся подтыриными, то я их исправляю.
— Как вы рисуете комиксы? И что нужно, чтобы нарисовать свой первый комикс?
— Я рисую много черновиков, которые понятны только мне самой. Затем на бумаге прорисовываю контуры, сканирую этот файл, перевожу в графический редактор и в нем уже раскрашиваю. В принципе для комикса достаточно рук, бумаги, карандаша, компьютера с банальным Photoshop и сканера.
— Все необходимые навыки осваиваются довольно быстро?
— Конечно. Более того, история знает много примеров, когда выстреливали комиксы, нарисованные не профессиональными художниками. Это комиксы со странным стилем, примитивной рисовкой, тем не менее они стали популярными. Те же «Цианид и счастье». Никакая графика, но людям нравится.
— Какими качествами надо обладать, чтобы стать успешным в этой области?
— Как говорит одна моя знакомая, прежде всего человек должен обладать десятитонной… попой. Он должен быть очень усидчивым. Бывают люди, которые порисовали, но потом забрасывают. Им быстро все надоедает. Но правило тысячи часов работает. Если человек очень захочет, то за тысячу часов чего-то он добьется, чего-то у него получится. Главное: очень хотеть и обладать десятитонной попой!
А по поводу выстрелит или нет: публика очень разная, и своя аудитория найдется всегда. Есть более популярные темы, есть менее. Но даже если ты не используешь популярные темы, ты всегда можешь найти свою аудиторию. Пусть она будет не такой большой. Я считаю, что мне с аудиторией повезло.
— Что бы вы посоветовали начинающим художникам?
— Постоянно ищите себя. Если не ищешь себя, то ты не настоящий художник, а ремесленник. Самое главное – это найти свой стиль и стать запоминающимся, и тогда ты сможешь что-то сказать. И конечно, желаю трудолюбия и огромной усидчивости, поскольку она города берет и камни точит. Я видела примеры, когда человек ничего не умел, но обладал желанием и усидчивостью. Он добивался того, чего не добивались его профессиональные коллеги. Правило 1000 часов точно работает. Дерзайте!
Автор текста: Ирина Замотина