#LIFE_INCAMP

Генеральный директор «Мосгортур» Василий Овчинников: «Индустрия детского отдыха скоро изменится!»

Василий Овчинников, генеральный директор "Мосгортур"

Генеральный директор государственного автономного учреждения культуры «Московское агентство организации отдыха и туризма» (ГАУК «Мосгортур») Василий Овчинников дал incamp.ru эксклюзивное интервью, в котором рассказал о программах отдыха  в Подмосковье. 

— Что на данный момент из себя представляет организация «Мосгортур»?

— Агентство «Мосгортур» — государственное учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы. Ежегодно с нами отдыхает более 50 000 детей. Сегодня мы крупнейший организатор детского отдыха в России с опытом работы более 10 лет. Под брендом «Мосгортур» компания существует всего 2 года, в мае 2014 после прихода новой команды учреждение было переименовано.

«Мосгортур» сегодня  — единственная компания–организатор детского отдыха полного цикла, то есть мы собираем цельный продукт самостоятельно, начиная с отбора лагеря и трансфера детей, заканчивая программным обеспечением смен.

Как у подведомственного учреждения, у нас есть государственное задание — организация отдыха для детей, имеющих льготы, определенные постановлением Правительства Москвы. Кроме того, мы создаем собственные программы, организовываем коммерческие смены и сотрудничаем с лагерями и базами отдыха по всей России — продаем их услуги в качестве туроператора.

Также мы  крупнейший в России работодатель для вожатых. Уже второй год на базе Центральной школы московских вожатых мы готовим более 4 тысяч вожатых. Они не только работают в детских лагерях летом, но и активно участвуют в городских событиях вне высокого сезона. В течение всего года в библиотеках и других учреждениях культуры «Мосгортур» организует бесплатные продленки для детей и познавательные лекции проекта «Вожаторий» для вожатых и студентов. Весной и летом специально для детей, которые остаются на каникулы в городе, «московские вожатые» проводят мастерские полезных каникул в парках города.

«Мосгортур» одним из первых попробовал формат инклюзивных смен, когда особые дети отдыхают вместе с обычными. Нашими специалистами были адаптированы программы и подготовлен педагогический персонал. В этом году мы запустили новый проект – профориентационные экскурсии для детей-инвалидов на различные производства, фабрики, заводы. Мы уже провели экскурсии в аэропорту Шереметьево, в Парке Горького, в Центральной библиотеке им. А. П. Гайдара. Также вместе с нашим партнером городом мастеров «Мастерславлем» мы проводим профориентационные занятия для особенных детей.

— Какую ключевую цель вы ставите перед собой лично и перед всей организацией в целом? Что бы вам хотелось привнести в индустрию?

— Планов много, часть уже реализована, часть только стартует. Начатые нами в 2015 году преобразования уже позволили изменить отношение к льготному отдыху как к отдыху в «гетто для бедных».

Вместе с москвичами на крауд-площадке Правительства Москвы и платформе «Активный гражданин» мы разработали «Московский стандарт детского отдыха». Именно исходя из его критериев, мы отбираем базы и лагеря. В стандарте учитываются условия проживания, питания, безопасности и другие. Он мотивирует всю индустрию расти.

Следующий наш шаг – мы совместно с Высшей школой экономики разработали и выпустили первый Всероссийский рейтинг представления загородных детских лагерей. Это единый ресурс, на котором любой желающий может найти информацию о 800 лагерях страны. Наш рейтинг – это новый уровень коммуникации между владельцами лагерей и родителями.

Но все же главная задача для нас сегодня – сделать так, чтобы смена в лагере для детей была не просто отдыхом, а эффективно проведенным временем. Чтобы каждый ребенок на полезном отдыхе приобрел то, чего недополучает в школе и дома, и научился тому, что ему лично интересно и нужно.

Если говорить о моих личных целях как руководителя компании, то я планирую закрепить за «Мосгортуром» не только статус лидера отрасли детского отдыха, но и всячески способствовать развитию системы детского отдыха и туризма.

— Какой, на ваш взгляд, будет индустрия детского отдыха через пять лет? 

— Перемены в отрасли пойдут очень быстрыми темпами. Очевидная тенденция – стабильный рост рождаемости в России. И дети, рожденные в первую волну «бэйбибума», уже в этом году пошли в школу. Это значит, что детские лагеря с хорошей инфраструктурой и развивающими программами в ближайшие годы непременно будут востребованы. Появятся инвесторы, которые смогут способствовать ремонту и возобновлению работы, например, подмосковных заброшенных лагерей. Ведь на сегодняшний день очень большие территории, где могли бы отдыхать московские дети, находятся в запустении.

Индустрия детского отдыха в целом сфокусируется на новых уникальных продуктах. На содержании программ, а не на месте отдыха. Родителями будут востребованы программы, повышающие эмоциональный интеллект ребенка, развивающие его универсальные способности и навыки, необходимые в XXI веке. Будет расти спрос на короткие программы отдыха — недельные и двухнедельные, на отдых загородом в летние каникулы и в выходные и праздничные дни. Уйдет стереотип о том, что отдых внутри страны уступает зарубежному.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших программах отдыха и их ключевых особенностях.

— Основная особенность наших программ — это то, что они должны быть масштабируемы. Мы должны иметь возможность реализовать их для 50000 детей, на базе любого лагеря с одинаково хорошим качеством продукта.

Следующая особенность в том, что акцент в программах сделан на культурное, интеллектуальное и личностное развитие ребенка. За основу программ мы берем концепцию детского отдыха под условным названием «еdutainment», то есть «обучение через развлечение».

Все программы разрабатываются нашими специалистами и проходят независимую внешнюю экспертизу. Прошлым летом в лагерях реализовывались девять тематических развивающих программ. В каждую программу были обязательно включены мероприятия, посвященные двум значимым событиям прошедшего года: празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Году Литературы в России.

Этим летом в детских оздоровительных лагерях по всей России, которые сотрудничают с Мосгортуром, будет реализовано семь тематических программ. Среди них, например, «Теория кино», посвященная Году кино в России, и «Чемпионат – 2018». К разработке каждой программы мы привлекли авторитетных экспертов по тематикам, например, одними из партнеров в этом году для нас стала компания LEGO education.

— Чем лагеря «Мосгортура» принципиально отличаются от всех прочих? И почему стоит выбрать именно их?

— Во-первых, «Мосгортур»– это государственная организация, мы надежный оператор детского отдыха с колоссальным опытом, что уже дает определенные гарантии.

Во-вторых, мы обеспечиваем массовый продукт, доступный большинству жителей Москвы. Он соответствует высоким стандартам качества и безопасности.

В-третьих, мы единственные на рынке работаем с такими объемами — ежегодно более 50 000 московских детей отдыхают в наших лагерях по всей России. Мы сами готовим вожатых – в наших лагерях работают высококлассные специалисты. Это не просто люди с улицы, а студенты ведущих российских вузов.

— Большой ли процент возвращений в ваши лагеря?

— Если говорить о тех детях, которые отдыхают по льготным путевкам, то они, как правило, ездят в лагерь каждое лето, пока позволяет возраст (7-15 лет) или пока действует льгота. В коммерческие лагеря возвращается примерно 30 % детей.

— Отправляете ли вы своих детей отдыхать в лагеря «Мосгортура»?

— Если бы мои дети были школьного возраста, то, вероятно, отправил бы.

— Считаете ли вы индустрию детского отдыха высококонкурентной и идет ли эта конкуренция ей на пользу?

— Я считаю, что конкуренции пока нет. И рынок в начальной стадии своего появления или возрождения, как угодно это можно называть. Когда появится конкуренция – это, безусловно, пойдет на пользу всем. Снизятся цены, начнёт расти качество.

— Несколько слов на прощание…

— В 2016 году «Мосгортур» продолжит реализацию планов по внедрению Московского стандарта детского отдыха, требования к лагерям станут жестче. Будем последовательно переводить компанию на автоматизированное управление для повышения качества и прозрачности всех процессов.

Контакты «Мосгортура»:

Забронировать путевку в лагерь «Радуга», который проводится  компанией «Мосгортур», вы можете прямо сейчас: