#LIFE_INCAMP

Гаджето/ игровая зависимость и кибербезопасность. Разбираем по полочкам: почему наши дети уходят в сеть, когда начинать бить тревогу и что же делать родителям.

Меня зовут Антон Лысенко. Я педагог, клинический психолог, редактор сайта Инновационного ИТ-кластера  и … я — кибер-зависим. Поскольку в современной аддиктологии (науке о зависимостях) считается, что бывших зависимых не бывает. Но. Я уже не сижу до полночи в «Word of tanks» или «Line Age II». Это в прошлом. Сейчас я трачу своё время на социально-одобряемые пристрастия – занятия спортом, литературное творчество. Да, я могу «залипнуть» в интернете, но уже не так критично, как пять-десять лет назад. Я не сбегаю в виртуальную реальность, нет причины сбегать.

Психология выделяет четыре вида «бегства» от травмирующей реальности. То есть, если в среде – семье, коллективе и пр. находиться невыносимо – отсутствуют безопасность (физическая, эмоциональная) и/или питательность, человек либо пытается бороться со средой – пытается её изменить, либо сбегает из неё. Бегство может быть, как явным – побег, командировки, сбегания на охоту, рыбалку, в гараж и пр. так и не явным — в зависимости. Зависимости делятся (достаточно условно) на химические и не химические. Химические зависимости – средства сбежать из действительности: наркомания, алкоголизм и пр. Не химические разделяются на:

• «бегство в тело» — происходит переориентация на деятельность, нацеленную на собственное физическое или психическое усовершенствование (ПП, озабоченность внешностью, качеством отдыха);

• «бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими делами время, становясь трудоголиком;

• «бегство в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму;

• «бегство в фантазии» — интерес к философским и псевдофилософским исканиям, уход в фанклубы, жизнь  в мире иллюзий и фантазий. Виртуальной реальности.  

И тему кибербезопасности подростков я хотел бы освятить с такой стороны:

Твой Новый мир.

Я помню, когда был подростком, читая фантастику, ждал нового технологичного будущего с роботами, мгновенным доступом к любой информации и пр. И вот этот мир свершился и мы в нём живём. И к двум средам в которых мы жили: природной и социальной, добавилась новая – информационная, со своими законами и опасностями. Как социальная среда состоит из нас – людей, так и информационная среда состоит из нас, как информационных объектов. Тех, кто потребляет или порождает информацию.

И создают этот мир все. В основе этого мира лежат информационная и электронная индустрии. И здесь идёт концентрация лучших умов и рук человечества: инженеров, композиторов, писателей, маркетологов, психологов. Шансов не поддаться влиянию – почти нет. Рекламный бизнес, пропаганда, политтехнологи, трансляция культурных кодов, — все это основано на способности информации предсказуемо- позитивно или негативно — воздействовать на человеческое поведение.

А ребёнка в сети подстерегает несколько типов угроз:

  1. Кибербуллинг, шантаж
  2. Воровство, фишинг спам
  3. Сексуальные домогательства, порнография
  4. Деформация культурного кода через ложные авторитеты, секты, экстремистские организации
  5. Гаджето/ гейм аддикции ( зависимости)

В связи с осознанием этих угроз, нам педагогам, в том числе работающим в детском лагере разумно ввести понятие «экология информационной среды», определить предельные концентрации «вредной» или «опасной» информации, зафиксировать соответствующие нормы. И если даже если мы уверены в качестве контента, получаемого ребенком из сети функцию кибергигиены необходимо взять на себя родителям.

 С детьми можно и нужно говорить о том, что лежит в основе зависимости от гаджетов. В первую очередь — это гормональные изменения.Наиболее примечательным является механизм высвобождения дофамина в Nucleus accumbens. Выделение дофамина является естественным процессом стимулирующего действия. Дофамин вырабатывается в больших количествах во время позитивного, по субъективному представлению человека, опыта: вкусной еды,достижения цели и тд и тп.  

Стимуляция выработки дофамина и является основой зависимости от информационной среды. Помните опыт с крысой, которой вживили электрод в центр удовольствия и крыса нажимала кнопку, получая дозы дофамина (удовольствия), пока не умерла от голода и обезвоживания. Пользователь стимулирует себя новыми дозами: ещё один уровень, ещё один комментарий, ещё один «лайк», ещё один ролик и т.д. Выбор безграничен, на все вкусы.

Так формируется зависимость.

«Если в виртуальной реальности подросток – эльф 80-го уровня, а в обычной реальности – неуспешный ученик 7 класса, то, к сожалению, подросток живёт эльфом.»

Хищные вещи века.

Помните был такой фантастический роман у братьев Стругацких. И вот этот век. И мы жертвы хищников агрессивной информационной среды. И этим хищникам нужно наше время, наши деньги, наш труд. Про время, в обмен на удовольствие я уже написал. Помните? – «Время, проведённое с удовольствием, потерянным не считается». — Да-да…

Следующее, что от вас и вашего ребёнка потребует информационная среда, точнее её создатели – деньги, всем хочется кушать. В обмен на раскрашенные пиксели и килобайты: оружие, доспехи, стикеры, пропуск в ВИП-зоны и пр. – вполне реальные деньги. Лесть, шантаж, ложь, манипуляция, кража, одурачивание – есть много способов заставить подростка расстаться с деньгами. И родителям важно понимать мотив расставания с деньгами подростка: утвердиться в группе, получение удовольствия и пр. и почему это в вымышленном мире?

Да, многие способности и умения (скилы) можно развивать в сети. Мне известен случай успешного развития карьеры молодым человеком, проявившим организаторские способности в сложной ситуации на производстве и сославшимся на то что, организаторские способности он развил, управляя кланом в он-лайн игре. Да, в сети можно зарабатывать. Подростки, через одного, хотят стать блогерами. Но заработать быстро и честно получается не у всех. А психология «грабить караваны» уже проникла в сознание, и однажды подросток может захотеть сам стать хищником. И у него есть ощущение безнаказанности: вымышленный ник, никто не видит. Как сотрудник ИТ-сферы, предупреждаю: в сети видно всё! Операционные системы и сами устройства по запросу производителя, или тех, кто за ними стоят, выдадут пользователя – где был, что делал. Предупредите об этом детей и сами не забывайте. 

Преступления и наказания.

Случаи из практики.

Эпизод 1.

Отец – программист, обратился по поводу того, что дочь 13 лет общается со взрослыми людьми на тему секса. Вскрыв чаты дочери, он предоставил переписку. В чатах велось коллективное творчество – funfiction (фанфики) на тему гомосексуальных связей знаменитостей. Периодически литературные фантазии перемежались порнографическими роликами. После обращения родителей в Следственный комитет в отношении участников чата было возбуждено дело по статье 242 УК РФ п.2 — Распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов … среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста. … группой лиц по предварительному сговору … с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

Безразличие родителей к дочери – учится хорошо и ладно! Натянутые отношения между родителями – не питательная среда семьи – всё это привело девочку к поиску душевной близости в сети. Она скрыла свой возраст и её приняли. Человек находится там, где его любят, уважают, ценят. То, чего девочка не находила в семье, она нашла в сетевом сообществе. К сожалению, в сообществе были взрослые люди, не реализовавшиеся в реальных отношениях и выплёскивавшие свои сексуальные фантазии в сеть.

Терапия прошла успешно, зависимость от интернет-общения была заменена общением и творчеством в театральной студии. Гендерная женская роль была восстановлена.

Мы имеем дело с новым миром: ярким, интересным, увлекательным. Его создают лучшие люди планеты. Это мир новых знаний, открытий, неограниченного количества информации, коммуникации. При правильном и ограниченном использовании — это мощнейший инструмент развития.   Но, это бизнес, со своими акулами. Всяк туда попадающий, рассматривается как источник ресурсов: денег, времени, труда. 

Стоит помнить, что дети по незнанию, не дальновидности, беспечности могут стать жертвами мошенников, вымогателей, подонков, желающих самоутвердиться за счёт других. Либо сами могут попытаться стать таковыми и столкнуться с суровостью закона.  Как от этого предостеречь? 
Любовь, участие и контроль. Это всегда требовалось от родителей. А сейчас во сто крат. Потому как чудный мир зазеркалья – вот он рядом, только нажми кнопку…