#LIFE_INCAMP

Эмоциональный интеллект: тренд, практикуемый годами

«Я чувствую бешенство, когда ты заставляешь меня это есть!» — заявил однажды мальчик Максим своей маме, когда вернулся после лагеря домой. Мама впала в ступор, ведь ребёнок никогда до этого не называл эмоций, которые чувствует, а говорил, как и большинство детей отстранённо: «Фу, не буду!»

Но это не история о мальчике Максиме, это — об эмоциональном интеллекте который он смог «прокачать» в детском лагере. Тот самый эмоциональный интеллект (EQ), которому сегодня отводится роль гораздо большая, чем старому-доброму IQ, которым до этого десятилетиями мерили уровень успешности.

Долгое время считалось, что люди уровнем IQ  выше 100 достигают в жизни успеха, однако в 1995 году в нашу жизнь ворвался Дэниел Гоулман с  бестселлером «Эмоциональный интеллект», который обобщил исследования в области нейропсихологии  и в подробностях описал как работает «эмоциональный мозг» и каждая его часть, выдавая ту или иную реакцию на внешние раздражители, почему возникает ситуация неконтролируемого гнева, после которого человек не понимает, почему поступил именно так, и как учёные исследуя взаимовлияние разума на эмоции пришли к выводу: «социальный» или «личностный» интеллект гораздо важнее, чем академические способности ученика.

И действительно, сегодня ключевое значение уделяется не столько знаниям по предмету, сколько, так называемым soft skills – метапредметным навыкам, к которым относится критическое мышление, умение работать в команде, работа с информацией и, в том числе, эмоциональные интеллект. Развитие этих навыков является ключевым условиям для достижения успеха в карьере, ведении бизнеса и личностных отношениях, недаром их также называют «навыками XXI века».

Система образования в нашей стране, не смотря на нововведения последних нескольких лет, остаётся довольно консервативной. Более того, возникает ряд противоречий между требованиями, предъявляемыми школой, и отсутствием навыков, которые позволят этим требованиям соответствовать.  Пример из жизни: ученикам третьего класса лицея дают задание написать исследовательскую работу по экологии, оформить её в презентацию Power Point и публично защитить на конкурсе. При этом ребёнок работает с источниками информации, чтобы сформировать исследование, должен суметь это грамотно изложить в электронной презентации, справиться с эмоциями на публичном выступлении. Не каждый взрослый справится со всем этим. Кто-то может поспорить и сказать, что современные дети куда более «продвинутые» и школа с первого класса учит этим навыкам, но практики, которые работают с детьми знают, что это далеко не так. Да и вряд ли бы развитие эмоционального интеллекта было трендом, если это не было бы так актуально.

Так что же такое эмоциональный интеллект? Давайте обратимся к первоисточнику, а точнее к Питеру Сейлови, который на основе исследований других гарвардских профессоров расширил понятие эмоциональный интеллект до пяти главных областей:

  1. Знание своих эмоций или самоосознанность. Умение отследить и распознать свою эмоцию, назвать её и понимать, какое значение она оказывает в этот момент. Неспособность понимать свои эмоции оставляет нас на их произвол, то есть, как часто бывает, «поддавшись чувствам», мы поступаем так, что потом ещё долго жалеем о содеянном.
  2. Управление эмоциями или саморегуляция. Это то самое умение справляться с чувствами и эмоциями, чтобы они не выходили за рамки дозволенного. Это то, что позволяет справиться с тревогой перед выходом на сцену, то, что позволяет конструктивно мыслить в критических ситуациях, выяснить подробности ситуации, прежде чем накричать, справляться гораздо быстрее с жизненными неудачами, чтобы дальше идти вперёд.
  3. Мотивация для самого себя. Это о том, как приведение в порядок эмоций ради достижения цели может помочь в самомотивации и способности к созиданию. «Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всём, за что бы они не взялись».
  4. Распознавание эмоций в других людях. Да-да, речь идёт об эмпатии, без которой невозможно стать хорошим руководителем или лидером команды, которая необходима в профессиях, связанных с детьми или людьми, а также в торговле и в рекламе, ведь улавливать эмоцию покупателя, понимать чувства своей целевой аудитории — это профессиональный навык, который базируется на этой области эмоционального интеллекта.
  5. Поддержание взаимоотношений. Это искусство связано, в первую очередь, с умением обращаться с чужими эмоциями. Не просто понимать их, но и знать, на что надавить, где поддержать, и что сказать для того, чтобы развернуть человека к себе лицом или направить на достижение результата. Пожалуй, это один из сложнейших и важных управленческих навыков, который начинает развиваться ещё в детстве, когда в игре дети распределяют роли и проигрывают ситуации, в которых необходимо подстроиться и «подыграть», а где – чётко стоять на своём.

Возьмём 5 этих областей в качестве «опорного конспекта», для того чтобы понять, каким образом все эти области развиваются у ребёнка во временном детском коллективе в детском лагере.

 

Ещё за долго до Гоулмана в детском лагере появилась традиция вечерних отрядных огоньков, на котором дети подводя итоги дня или смены, высказываются о том, что они сегодня чувствовали, что им понравилось или не понравилось и почему. Вопрос «почему» — по сути главный на отрядных огоньках, ведь именно здесь ребёнок начинает осознавать свои эмоции: «потому что мне было обидно…», или «потому что я разозлился…», или «мне грустно, потому что я скучаю…» и так далее. По сути огонёк – это эффективнейший инструмент для развития саморефлексии. Через «я-высказывания» дети возможно впервые задумываются о том, какие эмоции они сегодня испытывали и во многом объясняют себе же результат этой эмоции: «я не вышел на сцену, потому что стеснялся…», а дальше вожатые уже переходят к работе над второй областью – управлением эмоциями и делают так, чтобы в следующий раз ребёнок смог побороть это стеснение.

Ещё один инструмент, который также развивает самоосознанность – отрядный «экран настроения». Как только не фантазируют вожатые, чтобы сделать этот экран креативным, интересным, а главное работающим инструментом диагностики психологического климата отряда. А ведь для того, чтобы выбрать нужный цвет карандаша или смайлик, соответствующий настроению у ребёнка также идёт процесс осознания тех эмоций, которые он сегодня испытывал. Конечно, в экране настроения редко удаётся передать весь спектр эмоций, который испытывает ребёнок за один день, однако позволяет понять общий «градус» настроения отряда.

Переходя к области саморегуляции, стоит отметить, что пожалуй, это одна из самых сложных областей эмоционального интеллекта, ведь часто ребёнок даже осознавая свои эмоции принимает их как должное и не считает нужным с ними работать: «Я стесняюсь выходить на сцену, поэтому я не буду участвовать в этом номере», «я боюсь высоты, поэтому я не буду проходить это испытания в кругосветке…». Вот здесь на помощь вожатому приходит целый спектр игр по территории, направленных на командообразование. Это и верёвочные курсы и тимбилдинги и игры на доверие. Глядя на других, ребёнок учится преодолевать свои страхи или переводить отрицательные эмоции в положительные. Например, ребёнок испытывает брезгливость к тактильному контакту, но ему, как и всем, необходимо пройти упражнение «автомойка», где проходят между рядами ребят, которые приятно поглаживают идущего. Ребёнок категорически отказывается, но после уговоров всё-таки морщится и проходит. Пройдя это упражнение ребёнок осознаёт совершенно новые эмоции: он закрывает глаза и постепенно расслабляется, ему приятно и спокойно. В следующий раз перед подобной ситуацией, он сможет гораздо быстрее справиться с эмоциями, вспоминая те приятные ощущения.

И этим примером мы снова плавно переходим к следующей области – мотивации. Осознав и преодолев страхи, ребёнок выходит на новый уровень развития эмоционального интеллекта: он, пусть и не осознанно, подстраивает свою эмоциональную сферу для достижения результата. А для проработки этой области в лагере существует и активно развивается проектная деятельность. Это работа над конкретной задачей с конкретным результатом, на который направлены все ресурсы проектной группы, в том числе и эмоциональные. На конкурсной ли основе или ради достижения результата, дети так или иначе находятся в ситуации где «общественное выше личного», где приходится подстраивать свои эмоции для того, чтобы сработать в команде и не «выпасть» из неё, где испытываешь радость, когда выдаёшь интересную идею и направляешь всю внутреннюю работу на поиск этой идеи. Дети, которые систематически участвуют в проектной деятельности – командной или индивидуально – в конце концов имеют более развитые навыки самомотивации.

 

Эмпатия является, пожалуй, самым важным качеством для работы вожатого. Умение понять эмоции каждого ребёнка – это на 50% залог положительного психологического климата в отряде. Ещё 50% — это область управления эмоциями детей, но невозможно задать  атмосферу, как бы долго вожатый не «скакал» перед детьми, пытаясь их развеселить, если их эмоции направлены совсем на другое. К сожалению, развитой эмпатией обладает далеко не каждый вожатый, однако с опытом этому учатся. А как же быть с детьми? Психологи расходятся во мнениях, является ли эмпатия врождённым качеством, однако едины во мнении, что его можно и нужно развивать в детях с самого раннего возраста. Помимо различных «бытовых» способов, которые используются и в лагере, такие как «оказать помощь товарищу по комнате», «поддержать расстроенного ребёнка» или «настроить на преодоление страхов или комплексов», есть и вполне методичные инструменты для развития эмпатии. Во-первых, это помощь старших отрядов младшим. В каких-то лагерях этот инструмент интегрирован в общелагерную деятельность как система наставничества, где-то это появляется по мере необходимости и перерастает в «кружок помощников вожатых», но практически в любом лагере это есть и это прекрасно со всех сторон: подростки проявляют эмпатию, помогая малышам, и не только прибрать свои вещи или заплести косички, но и разобраться с конфликтными ситуациями или просто снять тактильное напряжение. Для младших детей – это пример проявления эмпатии, которые они бессознательно перенимают и транслируют в будущем на своих близких.

Во-вторых, это мероприятия под кодовыми названиями «день добрых дел», «Тимуровские отряды» – программы имеющие в себе цель непосредственное развитие в детях стремления понять, какие трудности или проблемы испытывают другие люди и помочь им в этом. Казалось бы, от «чистосердечной» эмпатии далековато, ведь помогают как правило «за конфетку» (баллы, подписи и так далее), но в развитии эмоционального интеллекта всё, что связано со взаимодействием с другими людьми, пусть и игровым — это инструмент. Да, ситуация надуманная, но ведь эмоции – настоящие! Они испытывают радость от благодарности, удивление от неожиданного проявления чувств, смятение от похвалы… Вечером ребята проговорят эти эмоции на огоньке и закрепят внутри себя новую причинно-следственную связь: проявил эмпатию – получил радость.

И наконец, поддержание взаимоотношений и управление чужими эмоциями. Область куда более глубокая, которая и прорабатывается в лагере на другом уровне. Это сюжетно-ролевые и трансформационные игры, коммуникативные тренинги, которые проводятся уже под контролем психологов. Здесь примеряя на себя порой несвойственные для себя роли, ребёнок отрабатывает определённые ситуации в которых нужно убедить, договориться, понять с кем сотрудничать, а кого опасаться, чью позицию занять или как переманить на свою сторону как можно больше людей. Здесь вступают в действие и убеждение и манипуляция, и проявление наигранного равнодушие: все возможные приёмы для воздействия на людей с целью достижения своей цели. Решающее значение после проведения подобных игр имеет рефлексия, где ребята высказываются о том, удалось ли достичь своей цели, каким образом они это делали, какие испытывали эмоции и какие выводы сделали для себя, прожив эту роль. И здесь снова мы проходим по всем областям эмоционального интеллекта: от озвучивания испытанных эмоций до способности воздействовать на эмоции других.

Развитие эмоционального интеллекта – это тренд, который, как и свойственно всем веяниям, быстро подхватили многие лагеря и сделали это основой своей педагогической программы. Так, появились «лагеря по развитию эмоционального интеллекта», как на загородных базах так и в летних пришкольных площадках, которые уверяют, что за N-ное количество дней смогут развить в детях эти способности. В качестве инструментов используются по сути всё та же сюжетно-ролевая игра, проектная работа, практикумы и мастер-классы, кроме того, дети ведут дневники эмоций. Если в «обычном» лагере эмоциональный интеллект развивают, скажем так, попутно, то здесь – целенаправленно, подбирая формы и методы, которые касаются именно работы с эмоциями. Не факт что эти формы будут принципиально отличаться от тех, которые мы отметили выше, ведь, как отметил коллега Илья Шайдуров в своей статье «Квесты в детском лагере»:  «Можно заменить сюжет, можно отредактировать принцип оценивания, можно вводить все новые и новые элементы в привычные формы, но… Мы все же «ремесленники». Мы раз за разом используем привычные формы, меняя их содержание. При этом, нас еще ни разу не упрекали в том, что мы повторяемся.»

Мы затронули лишь несколько форм занятости в детском лагере так или иначе способствующих развитию эмоционального интеллекта, но если взглянуть на детский лагерь как на систему в целом, то по сути сама эта система целиком и полностью направлена на развитие эмоциональной сферы, ведь  здесь эмоции ребёнка – это тот индикатор, которая определяет качество работы учреждения, это и цель и средство эффективного отдыха и оздоровления детей, где каждая игра и каждое дело создано для того, чтобы развить в будущем успешную личность.