Елена Лагова, заместитель директора по персоналу, руководитель ШВМ, психолог детского лагеря «Хаглар»: «Измениться за десять дней»

Елена Лагова – заместитель директора по персоналу детского лагеря «Хаглар», руководитель Школы Вожатского Мастерства «Хаглар», детский психолог, начала свою карьеру в лагере «Хаглар» с 2004-2007 в качестве вожатой. Елена рассказала incamp.ru об опасных играх подростков, и о том, в какие игры играть «безопасно» и нужно.

Все мы знаем, что дети любят играть в игры. В подростковый период тяга не пропадает, но сильно видоизменяется. Последнее время мы с коллегами много говорим про «группы смерти», в которые играют подростки в интернете. Если вы еще не слышали, изучите эту тему и расскажите знакомым. Много сказано и написано. В основном обсуждаем содержание. Хочу отойти от него и рассказать о формате игры. А он, к сожалению, очень увлекательный.

Давайте по порядку пройдемся по всем составляющим игры.

Шаг 1. Тайна.

Подросток подает знак, что готов вступить в игру. Формат причастности к тайному действию. Также нельзя посвящать в это дело взрослых, есть четкие указания, как скрывать выполнение опасных заданий. Интересно? Это факт.

Шаг 2. Реакция группирования.

Задача подросткового возраста «найти своих». Свои — это референтная группа, с которой интересно, она разделяет убеждения подростка и понимает его чувства. Начиная игру, каждый участник видит, что одновременно с ним в игру вступают другие подростки. Он ощущает себя частью этой группы. Важно для подростка? Безусловно.

Шаг 3. Экспериментальное поведение.

Участие в игре сложно и опасно. Связано с риском для здоровья и жизни. Экспериментальное поведение естественная часть жизни подростка связанная с возрастными особенностями.  Рискованно? Отлично!

Шаг 4. Наставник.

В игре появляется реальный наставник, который понимает и принимает подростка в сложной жизненной ситуации. Все подростки ощущают себя одинокими. Подготовленный взрослый оказывает поддержку. Необходимо? Да.

Шаг 5. Публичность.

Потребность быть увиденным и услышанным в этом возрасте огромна. Интернет позволяет удовлетворить эту потребность. Выполнение заданий необходимо снимать на видео и фотографировать. Публичность приравнивается подростком к популярности и успешности. Еще одна потребность удовлетворена? Да.

фото 2

В рамках детского лагеря я предлагаю провести альтернативную игру для подростков, связанную с испытанием себя, но безопасную и направленную на личностный рост ребенка. Легкие на первый взгляд задания, по факту, оказываются вызовом самому себе, а яркие эмоции и переживания имеют возможность быть выраженными и разделенными с остальными участниками. В продуктивной форме я уделяю внимание всему, что так важно подростку в этом возрасте, а также имею множество тем для обсуждения с детьми. «Измениться за десять дней». Каждому участнику я готовлю конверт с десятью заданиями. Задания у всех одинаковые, но попадаются в разном порядке. Утром при всех участник достает задание и не говорит никому, что ему досталось. Если у него возникают трудности, я всегда могу помочь. Вечером все раскрываются и делятся впечатлениями

Примеры заданий:

  1. Сегодня я знакомлюсь с тремя новыми людьми.
  2. Сегодня я звоню по телефону родителям и говорю, что люблю их.
  3. Сегодня я в течение пяти часов нахожусь один без гаджетов и общения с людьми.
  4. Сегодня я заключаю с собой минипари.
  5. Сегодня я преодолеваю один из моих страхов.
  6. Сегодня я извиняюсь перед тем, кого я обидел.
  7. Сегодня я выступаю перед всем лагерем с заявлением (стихотворением, важным сообщением на выбор).
  8. Сегодня я озвучиваю директору лагеря мою идею по улучшению жизни в детском лагере.
  9. Сегодня я нахожу ребенка в младшем отряде, кому нужна моя помощь и в течение дня помогаю ему.
  10. Сегодня я подхожу к каждому человеку в моем отряде и благодарю его за что-то.

Дорогие коллеги, придумывая внутриотрядное мероприятие для подростков помните о том, что ваша задача дать им увлекательный и актуальный их возрасту опыт общения с самим собой и со сверстниками. Желаю всем педагогических успехов.

фото3

*Игра создана на основе дневника с заданиями «30 дней, чтобы начать меняться» французского психолога Изабель Фийоза http://www.psychologies.ru/int/30days/

Если вам понравился лагерь «Хаглар», в котором работает Елена, забронируйте бесплатно путёвку прямо сейчас!