К своим 27 годам дизайнер Ольга Малярова уже успела стать финалисткой российского проекта «Подиум», победительницей конкурсов «Who’s Next Paris–2013» и «Адмиралтейская игла-2013», лауреатом гран-при «Адмиралтейская игла-2012», участницей множества выставок и показов, а также женой и мамой двух очаровательных детей. Как ей все это удалось? Читайте в нашем интервью.
— Как вы решили стать модельером? Это была детская мечта, либо так само получилось?
— Изначально я хотела стать парикмахером. Но при этом все детство я вместе с двумя сестрами шила игрушки. Этому нас научила мама, ей самой всегда нравилось шить, и у нее оставалось много обрезков, тряпочек. Благодаря ей в раннем возрасте я познакомилась с иголками, нитками, тканью.
Потом моя старшая сестра поступила в парикмахерский колледж и вроде как «украла» мою мечту. (Смеется). Я решила, что надо срочно выбрать другую профессию,- дизайнера. Наверное, мне было тогда лет восемь. Я уже знала, чего хочу.
— В каком возрасте вы поняли, что дальше будете заниматься только дизайном и ничем больше?
— В пятнадцать лет. Я определилась с университетом в десятом классе и не подавала документы ни в один другой вуз. Но мне сказали, что для поступления нужно закончить подготовительные курсы: у меня не было ни художественной школы за плечами, ни училища. Я толком не понимала, что такое рисунок, живопись, композиция, а экзамены были именно по этим предметам.
Я отходила целый год на курсы, меня хорошо подготовили… На самом деле они должны были длиться два года, но у меня хорошо все получалось, и их сократили до года. До начала вступительных экзаменов проходили открытые олимпиады, победа в которых давала возможность поступить досрочно. Я выиграла олимпиаду и поступила еще до окончания школы.
— Насколько важно для дизайнера профильное образование?
— Естественно, важно. Чтобы понимать, что вообще происходит в мире, в моде, недостаточно одного желания и собственного эго. Изучать моду через интернет намного сложнее и дольше, чем отучиться в вузе, где тебе в голову «загрузят» всю необходимую информацию. В любом деле есть особенности, которые ты не заметишь, если не знаешь, где искать. Они очень важны, и самое интересное, что я поняла это только сейчас, спустя годы.
Когда мы изучали композицию, учились видеть правильные пропорции, проходили курс цветоведения (правильного сочетания цветов и их воздействия на эмоции человека), штудировали дополнительные предметы, которые помогают уже в работе с клиентом, в пиаре, я даже не представляла, какую роль они все играют.
Конечно, все это можно освоить самостоятельно, но на это уйдет гораздо больше времени. К тому же, именно на первом курсе я узнала, что существуют конкурсы дизайнеров, раньше я даже не задумывалась о них. Почти сразу после поступления я приняла участие в «Адмиралтейской игле» и попала в финал. Эта победа стала первым профессиональным признанием.
— Расскажите о своем профессиональном пути. Что вам помогало, а что мешало на нем?
— Что помогало? Во-первых, дизайнеру нужно постоянно шить. Многие считают, что можно стать дизайнером и не уметь шить, – это полный бред. Ни одна швея вас не заменит. Сколько я работаю, сколько лет ищу себе помощников, ни разу не встретила человека, который может сшить то, что я придумала. Все равно это будет немножко по-другому, немножко хуже: либо качество разное, либо пропорции, либо что-то, для чего будет недостаточно даже эскиз нарисовать, чтобы показать ту картину, которая у меня в голове. Создать ее можно только самому, когда ты видишь в процессе работы, что происходит. Мне повезло, что у меня мама шила, и я еще до университета представляла, что такое машинка, оверлоки, обработка и все остальное.
Во-вторых, сразу же после первого конкурса я начала искать в интернете другие соревнования, в них участвовать, – в общем, я никогда не сидела на месте. Я кидалась «во все тяжкие», шила сутками, приезжала в любые места, куда только могла ткнуться со своей коллекцией. Кто-то пригласил провести показ в ресторане — я шла. Кто-то захотел сфотографировать мое платье — я тут же его давала. Сейчас я ничего этого не делаю, сейчас у меня уже другой уровень, и показы – только на подиуме. Многие дизайнеры считают, что непрестижно устраивать показы в кафе, ресторанах, что надо держать марку… На самом деле держать марку надо тогда, когда марка есть. И добилась я этого только благодаря тому, что везде участвовала, – обычные люди видели меня и мои коллекции. Им нравились платья, они рассказывали обо мне друзьям. Информация передавалась через сарафанное радио, что увеличивало количество клиентов и объемы работы. Каждый раз я шила заказы лучше и лучше. Однажды я поняла, что круг уже очень широкий. Дошло до того, что мои платья стали брать в прокат на большие мероприятия, например «Невские берега».
Именно так я однажды попала в проект «Подиум». Я сидела работала перед телевизором, увидела рекламу, что в России проходит этот конкурс. Не раздумывая, схватила вещи и поехала на кастинг. Быстро собрала портфолио, распечатала фотографии и очень легко прошла отбор. Было очень страшно, людей безумно много, я думала, что это невозможно, нереально. Боялась показывать свои платья. Но члены жюри буквально минуту посмотрели и сказали: «Всё, ты прошла, тебе позвонят».
— Были ли у вас когда-нибудь мысли уйти из дизайна?
— Нет, никогда. Не знаю, может быть, я такой человек: если есть цель, я к ней иду. Когда тяжело, я, конечно, задумываюсь о том, что, возможно, есть работа полегче. (Улыбается). Например, работа, связанная с общением с людьми, – когда ты каждый день выходишь из дома, приезжаешь в офис, что-то обсуждаешь, решаешь различные вопросы.
Я ведь работаю дома, все время нахожусь в квартире. Порой не хватает времени, чтобы выйти на какое-нибудь мероприятие, в кино, театр. Вся работа – ручная, кропотливая и, конечно, тяжелая… Иногда хочется отложить иголку и нитку и устроиться в Макдоналдс. (Смеется). Особенно когда у всех праздники, корпоративы, – все веселятся, а я…
— Что самое сложное в вашей работе?
— Психологически тяжело. Ночами приходится не спать. Когда сложный заказ, срочный – это вечная проблема… Я всегда говорю, что шью заказ в течение трех месяцев, но обязательно появляется клиент, который уговаривает меня сшить за месяц, — вот тогда я схожу с ума. Несколько недель сплю по три часа, пальцы болят от иголки, руки в ожогах от горячего клея.
— Что самое приятное в вашей работе?
— Приятно, когда после мероприятия девочки мне пишут восторженные отзывы, что они были королевами, что благодаря платью чувствовали себя на седьмом небе от счастья. Это, конечно, очень приятно. Значит, что я не просто шью платья, а делаю людей счастливыми… Некоторые даже плачут от радости, когда примеряют наряды… Обычно у меня свадебные платья, платья, связанные с такими мероприятиями, в которых поплакать не страшно. (Улыбается).
— Есть ли у вас профессиональная мечта?
— Я боюсь, что она уже сбылась. Меня знают во многих странах – буквально вчера отправила два шикарнейших платья в Саудовскую Аравию. В Италию отправляла. Пишут люди из Германии, из Нидерландов, расписывают мне целые поэмы о том, какая я прекрасная. Чего еще хотеть от жизни? Мечтать о красной ковровой дорожке? Это дело времени, а мне нравятся другие, душевные достижения. Я семейный человек, и мне важны другие ценности. Ни в денежном эквиваленте, ни в еще каком-то, а именно понимание того, что все хорошо. Кризис в стране, а у меня заказов до сентября, меня ценят, уважают. Чего еще хотеть? Начинающие дизайнеры мне постоянно пишут, что хотят у меня учиться, практику проходить, – а какая практика, если я дома шью?
Я раньше отвечала, что хотела бы свой модный дом, но поняла, что это немножко неправильно. Очень затратное мероприятие, необходимое только для поддержания высокого статуса, а я не люблю это все. Тот факт, что у меня нет модного дома, привлекает ко мне людей, которые ценят мои способности, а не статус. У нас складывается душевное общение, и работа проходит гораздо легче. Менять это тепло на красивый интерьер и девочек, предлагающих чай и кофе, я не хочу. Это все, конечно, приятно, но не мое.
Поэтому я пока оставила эту мечту. У меня есть немного другая идея, связанная с интернет-проектом по всему миру. Но это только задумка. Для этого нужно сотрудничать с каким-то швейным цехом, а до этого заработать много денег и найти нужных людей.
— Чем вы больше всего гордитесь в профессии и в жизни?
— В жизни горжусь тем, что у меня двое прекрасных детей. Хотела бы, чтобы их было еще больше — трое, четверо. (Улыбается). В профессии – всеми победами на конкурсах.
— Обычный рабочий день дизайнера – он какой?
— Просыпаешься, как лунатик, садишься за стол и работаешь.(Смеется).
— Как вы умудряетесь совмещать заботу о двух детях и такой график?
— Есть определенное время, которое я должна посвятить детям, – отвести в спортивную школу, в садик. Остальное я подстраиваю под это расписание. Работаю, пока они в садике. Они вернусь в 6-7 часов — пока я не уложила их спать, мы общаемся. Дети уснули – я пошла дальше работать.
— Как вы придумываете новую коллекцию, откуда берете вдохновение?
— Я не знаю, откуда оно у меня берется, просто берется и все. Обычно это происходит ночью. После победы на «Адмиралтейской игле» ко мне пришел страх, что все, больше ничего не придумаю. Месяц у меня не было идей, мыслей, либо то же самое лезло в голову. А потом однажды – тук-тук-тук – и за одну ночь я полколлекции придумала. Мне кажется, это все от окружающего мира зависит. Где-то я случайно что-то увидела, где какую-то ткань заметила, где-то мой клиент подал идею, которая мне очень понравилась, и в итоге это в мозгу переваривается, и потом внезапно меня осеняет – вот так-то было бы идеально. В основном вся работа происходит в процессе пошива. Не могу сказать, что хотя бы одно платье в коллекции сшила таким, каким придумала его изначально. Все платья в процессе меняются. Я вижу, что вот так было бы лучше, здесь добавить, здесь убавить — так и создается.
— Есть ли у вас любимая коллекция или платье, в котором, как вам кажется, вы полностью самовыразились?
— Если честно, нет. Каждая коллекция была любимой на тот момент, когда она была для меня новой. Потом она быстро надоедает. Даже платья, которые сначала вызывали мурашки, сейчас меня не трогают. Я ими переболела и теперь уже думаю о других вещах.
— Почему вы шьете именно вечерние платья?
— Потому что это мое понимание этой профессии. Я не вижу смысла шить простые вещи, которые можно купить в магазине. Я сама в жизни очень просто одеваюсь. Закупаюсь в OGGI дешевой одеждой, и меня это вполне устраивает.
Платья – особая история, как картина, на которую можно смотреть и радоваться. Не обязательно его надевать, думать, куда его надеть, – достаточно просто на него смотреть и испытывать удовольствие. Когда очередное платье висит на манекене, я просто хожу мимо него, и мне так… хорошо становится от красоты.
— Для вас мода и дизайн – это искусство?
— Дизайн – да. Мода – это, наверное, немного другое.
— Есть ли у вас любимый дизайнер или коллекция, которых вы считаете настоящим искусством?
— Есть. Наверное, это моя любовь к зрелому Александру Маккуину. Мне нравится его нестандартное отношение. Как он захотел, так и сделал, он никогда не ставит перед собой рамки, ограничения. Я понимаю, что они есть у меня: я всегда подчеркиваю талию, мне тяжело от нее избавиться. Кажется, что, если не подчеркну фигуру, будет некрасиво. Он же ее в некоторых моментах берет и обрубает – и в итоге это работает!
Я знаю, что у него некоммерческий дом. Мне сейчас приходится думать о том, что новая коллекция будет кормить меня весь следующий год. Естественно, я могу сделать пару эпатажных платьев для себя. Но остальные должны нравиться девочкам, которые берут их в прокат, а девочки мечтают быть принцессами… Он же не боится ничего, и это восхищает.
— Чувство стиля и хороший вкус – это для вас врожденная характеристика, либо она развивается?
— Естественно, она развивается.
— Каким способом ее можно развивать?
— Не знаю. Я, правда, не знаю, откуда все берется и как это развивается. Приходит какое-то осознание, что, если я пришью на платье чуть больше бантиков и страз – будет выглядеть глупо. Но все зависит от людей. Если человек любит минимализм, то про мои платья он скажет много гадостей, скажет, что я цыганщины набралась. Человек, который любит пышные вечерние наряды, возможно, скажет, что у меня идеальный вкус. Всегда находится тот, кто против, и тот, кто за.
— Если ребенок мечтает стать дизайнером, что нужно сделать? Куда обратиться, где учиться, и главное — что делать родителям?
— Ребенок не совсем понимает, кто такой дизайнер. Он пока не может мечтать о дизайне. Если родители замечают, что ребенок шьет, конструирует, строит, придумывает, то стоит его способности направить в правильное русло. Нужно объяснить ему, что такое дизайн, и, возможно, он скажет: «Да, я мечтаю стать дизайнером». Но намерение должно исходить от самого ребенка и его интересов, а не от родителей. Если ребенок неусидчивый, у него нет предрасположенности к рукоделию, нет смысла даже задумываться об этом.
Если ребенок уже взрослый, 12-14 лет, то в первую очередь его надо сажать за иголку, чтобы он шил. Сейчас продается множество наборов для детей «Сделай сам», в них есть специальные дырочки, лекала. Пусть ребенок посидит, пошьет, поймет, что это ему нравится, тогда можно будет отдавать его учиться.
— Что бы вы посоветовали начинающим дизайнерам, которые мечтают достигнуть ваших успехов?
— Я бы им посоветовала не мечтать о моих успехах, а просто работать, и тогда успех придет сам. Многие мечтают не заработать, а просто получить, — это немного неправильно. Им нравится не тот факт, что я работала двадцать четыре часа в сутки, заработала плохое зрение, больную спину и обколотые пальцы. Им нравится тот факт, что меня уважают, ценят, завидуют мне.
Если человек мечтает именно заработать свой успех, то есть пройти огонь, воду и медные трубы, то у него все получится. Просто терпеливо работайте, и все придет. С тех пор как я начала, прошло тринадцать лет – это очень много времени. Если вам сейчас восемнадцать, прибавляйте еще тринадцать, и при этом вам придется работать как раб на галерах.
На самом деле люди не хотят работать. Да, я, может, тоже мечтаю быть балериной, мне так нравится, как я танцую. Но я вешу гораздо больше, чем надо, и у меня нет растяжки. Глупо в этой ситуации мечтать о балете. Меня раздражают те, кто осуждает успешных профессионалов. Все люди, которые чего-то добились, такие молодцы, потому что это безумная работа. Все дается только трудом, работой над собой. Это очень тяжело, и только благодаря этой тяжести, наверное, это так круто – добиваться поставленной цели. Если бы было легко, если бы у меня был богатый папа, мой успех бы вообще ничего не значил, было бы скучно.
— Если бы вы могли по мановению волшебной палочки сменить профессию, какую бы вы выбрали?
— Хирург. Это может показаться странным, но кожу я бы тоже хорошо шила. (Смеется)
— Если ваша дочка скажет вам, что мечтает стать дизайнером, какие эмоции это у вас вызовет?
— Она сейчас уже говорит, что хочет шить платья, как мама. Но я ее к этому не склоняю, я говорю: «Подумай еще». Я слышала множество историй, когда родители хотели, чтобы дети пошли по их стопам, но дети были против. Закончились они плохо. Важно, чтобы ребенок сам к этому стремился.
— Спасибо большое. Несколько слов на прощание людям, которым нравится ваше творчество, нравится дизайн красивой одежды.
— Я скажу им большое спасибо за то, что они есть. Только благодаря ценителям мы существуем. Допустим, у меня самой нет каких-то пристрастий, дизайнеров, которых бы я ценила, писала им благодарные письма. Но столь отзывчивые люди существуют. Они пишут мне «спасибо» за то, что я есть, что я делаю красоту. Это такой большой жирный повод продолжать дальше. (Улыбается). Спасибо большое этим людям.
С Ольгой беседовала: Ирина Замотина
Фото: из личного архива Ольги