#LIFE_INCAMP

Директор агентства детского отдыха «Робинзонада» Ирина Пересецкая: «Наша цель — воспитать хорошего человека»

Ирина Пересецкая, директор лагеря "Робинзонада"

Ирина Пересецкая, директор агентства детского отдыха «Робинзонада», поделилась с incamp.ru секретами жизни настоящих «Робинзонов» и рассказала, почему Валдай – лучшее место для отдыха.

— Расскажите, пожалуйста, об истории появления вашего лагеря?

— Мы работаем с 1991 года. Этот год для нас юбилейный —  25 лет, как клуб путешественников «Робинзонада» открыл двери для маленьких гостей. Мы, наверное, одна из немногих компаний в туризме, кто занимается только детским отдыхом и пришел из педагогики в туризм, а не из взрослого туризма в детский.

Мы появились из центра внешкольной работы — государственного учреждения, где располагался большой туристический клуб. Лагерь начинался с туристических кружков и походов по разным маршрутам, с разными руководителями, с разным уровнем сложности. До сих пор основная наша направленность — туристические и активные спортивные программы.

В 1991 году мы как туристический клуб создали базу на Валдае, где  ребята готовились к походам:  разбивали палаточный лагерь, тренировались  перед серьезными маршрутами. Потом  в этот лагерь приезжали другие подростки, менее подготовленные, и тоже учились готовить на костре, управлять байдаркой. Тогда это называлось ТТЛ – туристско-трудовой лагерь.

Сейчас наша база на Валдае приняла совсем цивилизованный вид. Это лучший туристический кемпинг (мы его называем еврокемпингом) в России для детей. Такого масштаба и таких размеров я больше не встречала. Возможно, где-то есть, но мы про это не знаем. Это большая (пять гектаров) территория национального парка на берегу озера с  сосновым бором. Лагерь принимает 200-250 человек.

Валдайский кемпинг – наша  основная площадка, куда вновь и вновь приезжают наши участники, куда мы сами приезжаем, где наши собственные дети выросли, и куда теперь они отправляют своих детей.

— Почему за основную программу был выбран именно туризм?

— Пока дети маленькие, с ними можно делать все что угодно, поэтому им подходит любой лагерь. Со старшими детьми, подростками в обычном лагере уже сложнее. Они большие, хотят автономности, свободы. Именно походы и туризм дают возможность ребенку расти вместе со взрослыми, впитывать настоящие ценности, а не противопоставлять себя  взрослым, как порой хочется всем подросткам. Походы – это серьезное испытание, которое воспитывает волю, открывает глаза, и позволяет увидеть то, что по–настоящему важно.

Туристическая направленность помогает нам выполнить нашу миссию — помочь ребенку стать хорошим человеком в обществе.

— Как в дальнейшем развивался ваш лагерь?

— Наши первые дети выросли, у них появлялись младшие братья и сестры. Их родители к нам пришли, говорят: «Пока дети маленькие, им еще рано на Валдай. Давайте, пока они не выросли, что-то будем делать». Так у нас появилась одна подмосковная площадка, потом вторая и третья, и дальше мы начали делать программы для маленьких деток в Подмосковье.  Все они ориентированы на то, что ребята подрастут и уйдут в более активные, туристско-спортивные программы.

Дальше нам «пришлось» организовать морские программы, потому что те же родители в какой-то момент пришли и сказали: «Мы в Подмосковье с вами съездили, на Валдай – тоже, нам все равно надо на море, мы с кем-то точно поедем, поэтому давайте поедем с вами». Наши морские программы скорее сделаны «под своих», чтобы знакомые дети с нами, с известными им педагогами, вожатыми, съездили на море. Программы на море тоже достаточно активные: либо внутри программы есть поход, либо сначала они идут поход, а потом спускаются к морю.

— В чем уникальность подмосковных программ?

— Они очень разные. Мы понимаем, что все дети отличаются друг от друга, поэтому есть творческие программы, языковые, активно-спортивные, тематические. Принципиально от других лагерей нас отличают возрастной интервал – каждая программа создается только для сверстников. К примеру, на программу для малышей приезжают только дети 7-8 лет, девятилетних мы туда не принимаем, поскольку семь и девять лет – огромная разница. Для старших возможен интервал в 3 года, но мы стараемся так не делать, только если родители  попросят, и мы поймем, что можно сделать исключение для конкретного ребенка. Многолетний опыт показал, что детям гораздо интереснее и проще со сверстниками.

— То есть дети 7-12 лет ездят в Подмосковье, а дальше уже на Валдай?

— Дети с десяти лет ездят уже везде: Подмосковье, на море, на Валдай. Ограничения только на 7-9 лет. Существуют ограничения на некоторые сложные  походы,  в которых ребята несут рюкзаки в течение всего маршрута.

Мы организовали множество европейских кемпинговых программ. Мы оценили, как в Европе устроен туризм, какие там есть национальные парки. Еще мы принципиально делаем программы в экологически чистых зонах, на территории национальных парков. В последние два года в связи с экономической ситуацией, европейские программы менее востребованы, но наши программы в Германии и Чехии нравились многим ребятам, многие ездили на них несколько раз.

— На Валдае все программы ориентированы на туризм и походный образ жизни?

— Да, все ребята от 10 до 16 лет погружены в походную атмосферу.

—  Какой уровень сложности походов?

— Начальный уровень. У нас очень цивилизованный кемпинг: есть горячая вода, душ, еду готовят повара на полевых кухнях, соблюдается водный режим – везде стоят кулеры. Палатки стоят на поддонах, внутри все есть.

Это некая отправная точка, начало общения детей с природой. Есть очень большой парк лодок и байдарок, и в течение двухнедельной смены детки учатся, как управлять лодкой, байдаркой, ставить палатку, готовить еду на костре. Потом, когда они уходят трехдневный поход, они получают опыт сборов, прохождения маршрута.

—  Есть ли серьезные походы для «опытных» детей, которые приезжают не в первый раз?

— Есть карельские походы, в этом году есть пешие походы в Хибины, в Крым, Краснодарский край. На Валдае тоже есть отдельная программа для самых опытных. Также есть зимняя программа, где мы арендуем дом, идем в небольшой зимний поход.

—  Педагогический состав работает на разных программах?

—  Да, мы стараемся, чтобы педагогический коллектив не «засиживался» на одной площадке. Так весь педагогический состав общается и перенимает опыт: что хорошего на одной площадке, что хорошего на другой. Хотя у нас бывают исключения —  люди, которые приезжают только на Валдай. Часто это парни с хорошим опытом проведения веревочных тренингов и скалодрома.

—  У вас любой ребенок с любыми интересами может найти программу по душе?

— Мы специально формируем предложение так, чтобы в каждой смене, для каждого возраста были разные программы. Работает специальная группа разработчиков, которые составляют линейку программ на сезон.

Например, для ребят, которым нравится изучать иностранные языка, мы модернизировали наши классические программы.  Языковые занятия  на таких программах проходят в той же тематике, что и сама программа. Носители языка, которые ведут язык, обязательно учитывают тематику: если смена «Хогвартс», то все занятия проходят на базе Хогвартса. Если это «Дети шпионов», то дети получают шпионские письма на английском языке и т.д. Мы все прописываем отдельно: каждую методичку под английский язык, под каждую программу, которая с этим языком проводится.

— Носители языка из какой страны?

—  В основном студенты-американцы.

—  Как организованы мастер-классы и кружки? Есть ли выбор между кружками?

— Присутствуют оба формата. Есть тематика программы. Программа состоит из нескольких частей: знакомство, освоение – мастер-классы, которые дети должны обязательно пройти, навыки, которые они должны получить. Затем испытание – это мероприятие или ряд мероприятий, в рамках которых детки понимают, что они научились делать, а если не научились, то еще раз этому научатся. Потом приключение, большое мероприятие, в более сложных программах — поход, где все навыки, которым они научились, обязательно пригодятся. Также есть некая рефлексия, подведение итогов, где все ребята понимают, что и зачем они сделали, что у них получилось и т.д. Это обязательная часть, которую все ребята проходят.

Во второй половине дня есть активности, которыми дети могут заняться и выбрать, что им по душе.

— Ведете ли вы статистику по количеству возвращений?

—  Да, ведем. Если не учитывать детей, которые просто выросли, то 70%.

—  При этом многие остаются в семье Робинзонады в лице инструкторов, вожатых?

—  Да, сейчас большая часть педагогического состава – это наши участники, выросшие в Клубе. Для них организованы  разные школы, учебные программы, проекты. Их суть – в том, что в какой-то момент ребенок становится помощником взрослого и вместе с ним делает одно общее дело. Кто-то с малышами возится на подмосковных площадках, кто-то проводит мастер-классы, становится специалистом, например, в веревках, скалодроме, проведении вечеров или спортивных мероприятий. Кто-то становится инструктором и сам у нас работает полноправно с 18 лет.

— Вы проводите программу «В джазе только девушки». У нее достаточно интересное название. Как эта программа появилась и что она из себя представляет?

— Я уже говорила о том, что у нас много активных программ, участниками которых обычно становятся только мальчики, либо очень активные девочки. Соответственно, девочки, которым нравится быть женственными, оставались не охваченными. Кроме того, есть определенный возраст, 11-12 лет, когда девочкам очень важно побыть с девочками, почувствовать себя красивыми, модными.

Тогда появилась идея сделать программу для девочек по развитию качеств, которые им интересны: научить делать макияж, ходить по подиуму, познакомить их с интересными женщинами, которые чего-то достигли в этой жизни. В этой программе есть мастер-классы по танцам. В качестве итогового мероприятия проходит фотосессия, где профессиональный фотограф фотографирует их на подиуме. Девочки готовятся к вечеринкам, даже привозят специальные костюмы. Программа для многих становится знакомством с Клубом, и самое смешное, что после этого они часто едут на Валдай.

— У вас лично есть какая-то любимая программа, которая, как вам кажется, в лучшей степени отражает атмосферу и дух Робинзонады?

— Валдай. Мы сами там живем, у нас дети все там выросли, мы проводим лето там. За  любого сотрудника, даже работающего в офисе и летом не съездившего на Валдай, мы переживаем. Валдай –  хорошее место, там всем всегда очень хорошо, мы рады гостям: все друзья там встречаются, старшие приезжают. Кстати, там есть взрослая программа для родителей с детьми, просто для взрослых. Она существует на отдельной поляне, живет отдельной жизнью. Мы с удовольствием всех туда зовем. На родительский день родители могут туда с ночевкой приехать, и сами мы это место очень любим.

— Почему из всех лагерей стоит выбрать именно ваш? Какие-то уникальные фишки, атмосфера?

— Обобщу из того, что уже говорила. Во-первых, 25 лет на рынке только детского туризма. Во-вторых, туристские программы, которые у нас есть, на мой взгляд, самые лучшие. В-третьих, педагогический состав – те взрослые, которые будут делать так, чтобы каждому ребенку было хорошо с учетом того, что дети бывают разные, у  них разные цели, разное настроение. У нас собраны такие команды, которые до последнего будут делать так, чтобы все было хорошо. В-четвертых, мы никогда не работаем по схеме «сначала деньги, потом все остальное». У нас сначала хорошая работа, потом все остальное.

—  Есть ли какие-то традиции в лагерях?

— Есть. Это гимны, первые и последние вечера обязательно проводятся, есть традиция «Робинзон года», когда выбирают самых интересных детей, в начале каждого следующего календарного года все они приглашаются на вечер, где в разных номинациях выбираются «Робинзоны года». Награждаются путевками. Мы уже лет 5 это проводим.

Еще у нас  есть Линия Жизни Робинзона – система роста в Клубе. Сначала участник может быть Робинзоном начального уровня, потом —  высокого уровня, затем – стажером, младшим инструктором и инструктором.

Также есть традиция, когда мы после каждой смены дарим ребятам футболку с какой-то интересной надписью. Проводится конкурс, ребята могут получить футболку с надписью, которую сами придумали. Поэтому все надписи, которые у нас есть на футболках, – это надписи, придуманные ребятами и руководителями.

— У вас все дети знакомы друг с другом?

— У нас очень много участников, и многие едут первый раз сами по себе, знакомятся уже в автобусе или в лагере. Многие бывалые участники знакомы между собой, дружат, вместе выбирают следующие смены.

—  Как при абсолютно идеальных обстоятельствах ваши лагеря выглядят через 5 лет?

— Главное одно: чтобы детям там было хорошо, чтобы они хорошему там научились. Неважно, через 5 лет или 5 лет назад. Наша задача – растить  вокруг себя очень хороших людей, и чтобы эти хорошие люди вокруг нас были – ничего сверхъестественного. Мне кажется, это самое главное.

Блиц-опрос:

— Самое крутое в нашем лагере — то, что всем детям в нем хорошо.

Я люблю наш лагерь за то, что он уникальный и аналогов ему не существует.

Я ненавижу наш лагерь за то, что  апрель и май – самое горячее на работе время.

Главная цель нашего лагеря— воспитать хорошего человека.

Я мечтаю, чтобы в будущем в нашем лагере отдыхало много хороших детей и приезжало много хороших родителей.

Главный недостаток нашего лагеря — сложно найти базы в РФ с хорошим питанием и проживанием по разумной цене.

Больше всего в нашем лагере вам запомнится люди, которые будут с вами работать. Здесь будет очень много хороших впечатлений.

Возвращаться в наш лагерь нужно каждый год, потому что вы все время будете узнавать что-то новое, у вас будут появляться новые друзья.

Если вам понравился лагерь «Валдайская Робинзонада«, вы можете забронировать путевку прямо сейчас. Остальные программы агенства детского отдыха «Робинзонада» можно забронировать по этой ссылке.