Детский коллектив в лагере делится две категории: «новичков» и «старичков». Каждый организатор детского отдыха стремится, чтобы как можно больше «новичков» переходили во вторую категорию и продолжили покупать путевки в течение как можно большего количества смен. Это вполне объяснимо, так как расходы на привлечение новых клиентов в несколько раз выше, чем расходы на удержание старых. В лагерях, которые разрабатывают стратегию по повышению лояльности, возвращаемость детей держится в диапазоне 50-75%.
Проблема в повышении лояльности клиентов заключается в том, что заказчиком и потребителем услуг детского отдыха являются разные люди — родитель и его ребенок. Соответственно необходимо иметь две стратегии. Отставим в сторону лояльность родителей, и поговорим о детской лояльности и методах ее повышения, которые используются в программном лагере «Хаглар», которым руководит автор этой статье.
Рассмотрим конкретные шаги, которые мы предпринимаем, чтобы оставаться самым крупным программных лагерей в Санкт-Петербурге, принимая за год 3 000 детей.
Разделим мероприятия по повышению лояльности на три хронологических этапа: до начала смены, во время смены, после смены.
ДО НАЧАЛА СМЕНЫ
Этот этап самый сложный. Необходимо выиграть конкурентную борьбу в тот момент, когда родитель задаст вопрос своему ребенку: «Дорогой(ая), в какой лагерь ты хочешь поехать на следующих каникулах?». Мы стремимся сделать так, чтобы ответ был «Конечно, Хаглар!». Для достижения именно этой победы мы предпринимаем следующие маневры.
- «ЗАИНТРИГОВАТЬ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ»
Многие лагеря не рассказывают о том, что и как они готовят к следующему сезону. Мы наоборот, снимаем ролики, рисуем мультфильмы и постоянно выкладываем фотографии о том, как круто и интересно будет детям на следующей смене.
Материал для публикации:
— легенда тематической игры смены (съемка и монтаж игрового фильма, мультипликация, видео рисунков на песке.)
— фотографии подготовительных игровых семинаров с участием вожатых
— описание клубов (кружков), которые будут проводиться на следующей смене
— описание самых знаковых мероприятий на предстоящей смене (походы, ролевые игры, ночные игры, приезд знаменитостей и т.д.)
Чем можно усилить:
— конкурсами с призами, которые можно использовать только на предстоящей смене
— сувенирной продукцией, которая будет только на следующей смене
— напомнить ребятам о юбилее любимого лагеря или обратиться другим памятным датам
Цель: доказать детской аудитории, что предстоящая смена уникальна и другой такой больше не будет .
- «НЕ РАССТАВАТЬСЯ НАДОЛГО»
Нет ничего губительнее для снижения лояльности, чем долгая разлука с клиентом. Между сменами проходит минимум два месяца. Принцип: 3 касания детской аудитории в месяц между сменами. «Касание» — это мероприятие или событие, организованное лагерем, которое вовлекает участие детей.
Что можно провести:
— творческое мероприятие – гитарная встреча за две недели до смены, где будут все вожатые предстоящей смены. Можно познакомиться и подружиться заранее.
— спортивное мероприятие – забег, футбол, веселые старты и т.д. Адреналин, соревнования, призы и подарки – оставляют положительные впечатления о лагере и возвращают желание вернуться в него.
— интеллектуальные и настольные игры – игровая пятница, когда в конце рабочего дня вы приглашаете детей в неформальной обстановке пообщаться и поиграть.
— конкурсы в социальных сетях – рисунки, фотографии, репосты – все, что угодно, лишь бы вовлечь побольше аудитории.
— колыбельная в прямом эфире – наша новинка, которую мы впервые организовали весной 2018 г. Целую неделю в 22:00 один поющий вожатый с гитарой выходил в прямой эфир в социальной сети и пел 5 колыбельных, как это происходит во время отбоя в детском лагере. Тысячи просмотров и сотни подключений. Также мы совместили это мероприятие с конкурсом. Вожатый задавал вопрос в конце трансляции и тот, кто посмотрел все пять эфиров и ответил на все вопросы, получал приз.
Типов «касаний» можно разработать еще великое множество, все зависит от уровня креатива вашей команды.
- «НОВИНКИ ДЛЯ СТАРИЧКОВ»
Этот маневр нацелен на «супер-старичков», которые уже ездят так давно, что возможно заскучали. Раз в год мы запускаем что-нибудь новенькое для детей 12-16 лет: отдельные смены, параллельные уникальные программы, более сложные правила игр, новые ночные мероприятия или походы, необычное деление по отрядам, особенные вожатые, новые призы при достижении определенного количества смен, новый функционал, права и возможности, стажировки и т.д.
Цель: постоянно удивлять и вдохновлять на покупку еще одной путевки.
ВО ВРЕМЯ СМЕНЫ
- «СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ»
Разработайте линейку одежды в качестве сувенирной продукции вашего лагеря и продавайте ее всем желающим. Это могут быть толстовки, худи, футболки, майки, шапки, штаны и даже варежки.
Разработкой линейки должны заниматься дизайнеры и профессионалы. Требования к одежде: приятные и износостойкие материалы, красивый дизайн, качественное производство.
Каждый ребенок или родитель, который приобрел сувенирную продукцию, принесет не только дополнительную прибыль, но и станет рекламным щитом в городе. Как это влияет на детскую лояльность?
Дети невероятно радуются, когда видят между сменами в обычной жизни других людей, даже не знакомых, но одетых в сувенирную одежду любимого лагеря. Хагларовцы, например, часто пишут посты в социальных сетях, как они встречаются в метро, магазинах и даже заграницей. Такие встречи пробуждают в памяти счастливые моменты из лагеря и желание вернуться в него.
- «ТРАДИЦИИ»
Свечки, «орлятский круг» и песни под гитару – традиции свойственные каждому лагерю. Помимо вечного и ценного необходимо что-то уникальное. Традиции имеют большую силу привязывать людей к определенным местам или событиям. Чем больше в вашем лагере добрых и сильных традиций, тем вероятнее детям захочется исполнять их вновь и вновь.
В Хагларе существует 30 традиций, 7 из них уникальных.
- «ПОСВЯЩЕНИЕ»
Посвящение в Хагларовцы, Артековцы и т.д. – это тоже традиция, но с особенным статусом. Согласно пирамиде потребностей Маслоу, одной из базовых потребностей сразу после Еды и Безопасности идет потребность в ощущении принадлежности к определенной социальной группе. У каждого человека есть желание быть принятым обществом.
В Хагларе каждый новенький, проживший смену целиком, проходит некий обряд «Церемонию Посвящения в Хагларовцы». Создается торжественная, немного напряженная и мистическая обстановка. Звучат важные слова, опытные Хагларовцы повязывают ленты на руки новичкам в знак принятия их в нашу большую семью. Все это создает неповторимую атмосферу и желание новеньких вернуться в лагерь, чтобы в свою очередь посвятить следующих ребят.
ПОСЛЕ СМЕНЫ
- ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ
Важно сохранить приятное послевкусие… Смена пролетела так быстро, большинство ребят тоскуют по своим новым друзьям. И вдруг… где-то через две недели после окончания смены, каждому ребенку обычной почтой приходит письмо с фотографией из лагеря. На ней запечатлён ребенок. Один или с друзьями, а может это общая отрядная фотография с вожатыми. Не важно… главное, теперь ее можно поставить на полку и долгое время вспоминать и, возможно, возвращаться вновь и вновь в место, где был счастлив.
- ВИДЕОКОНТЕНТ
Снимать и выкладывать видео стало очень легко. Примерно через месяц после смены можно еще раз напомнить о себе, разослав новость о том, что в социальных сетях появились видео самых ярких моментов из жизни лагеря: выступления, спортивные и творческие конкурсы и т.д.
Если ребенок принимал активное участие в мероприятиях, он захочет посмотреть на себя со стороны, заодно вспомнив, как ему было хорошо.
ИТОГИ
Влюбить в лагерь детей во время смены – это результат работы талантливого педагогического коллектива. Сохранить любовь или даже усилить между сменами – это работа маркетологов, пиарщиков во главе с руководителем, который храни сердце лагеря и умеет воссоздавать его неповторимую атмосферу. Без участия руководителя лагеря все выше описанные методы будут выглядеть нелепо, искусственно и могут быть восприняты как нелепая попытка манипулировать сознанием детей.
Создатель и действующий руководитель детского лагеря «Хаглар». По итогам 2015 года победитель в номинации «Молодой мастер бизнеса» по версии правительства Санкт-Петербурга, победитель в номинации «Социальный бизнес» по версии Ernst&Young, победитель всероссийского конкурса «Лидеры России»