#LIFE_INCAMP

Координатор проекта «Учитель для России» в Петербурге, Анна Конопля: «Если нет интереса — ничего не получится»

Я закончила НИУ ВШЭ в Петербурге по специальности социология. Параллельно с учёбой много работала в образовательных проектах: в лагерях, на разных выездах и семинарах, это была такая альтернативная школьной педагогическая система, в которой можно было сидеть в кругу, на полу, на столе, говорить, что считаешь важным, спорить и задавать вопросы. И там же в ВШЭ я начала изучать антропологию классных занятий: как вообще физическое устройство класса влияет на учебные процессы.

Потом пошла учиться в ЕУ, не закончила, так как не пошло с темой магистерской диссертации, и поступила в Смольный институт на направление образовательный менеджмент. И вот там я написала магистерскую диссертацию «Чувствительность к свободе в школе».

— Анна, расскажите, пожалуйста, как зародилась идея появления проекта «Учитель для России»?

Три выпускницы факультета Международных отношений, вдохновившись опытом программы «Teach for all», решили создать в России проект, способный изменить систему школьного образования. Проект был запущен в 2015 году, сейчас мы работаем в пяти регионах: Москва, Московская, Калужская, Тамбовская и Воронежская области.

— О чём этот проект? Какие цели преследует? Кому помогает?

Проект о том, чтобы сделать качественное школьное образование доступным для всех, вне зависимости от социального или экономического положения.

Как мы это делаем? Мы сначала долго и тщательно ищем выпускников лучших ВУЗов страны, профессионалов своего дела, потом их так же тщательно отбираем, а потом обучаем. И отправляем в региональные школы на 2 года. Долгосрочная цель программы — создание сообщества талантливых специалистов, изнутри изучивших систему образования и способных дать импульс для ее обновления и развития.

В этом году наши первые выпускники уже стали завучами в нескольких школах, реализуют свои собственные образовательные проекты и продолжают менять и улучшать систему образования в региональных и столичных школах.

— Для кого этот проект? Кто обычно участвует в программе?

В основном, это недавние выпускники ВУЗов: в этом году средний возраст нашего участника — 25 лет. Но есть и те, кто закончил университет 10 лет назад, поработал в консалтинге, бросил всё и пошёл учить детей.

В этом году у нас есть значительное увеличение доли действующих учителей, более того, почти 15% участников нового набора — учителя в школах-партнёрах, где год или два работали наши участники. Мы открыты всем, у нас нет ограничений по возрасту, национальности, гражданству или профессии. Единственное условие — человек должен пройти отбор.

— Как проходит отбор участников?

Отбор состоит из 5 этапов: анкета, скайп-интервью, очный тур (симуляция дня школьной жизни), интервью с методистом по заявленному предмету и Летний Институт.

—Как проходит обучение?

С первого месяца в школе у участников появляется разносторонняя система поддержки (коучинговая, методическая и поддержка сообщества). У учителя есть коуч, с которым он/она составляют индивидуальный план развития и придумывают, как превратить школьный опыт в ресурс для личного и профессионального роста.

Кроме того, учителя регулярно работают в группах с лучшими педагогами страны и своими коллегами, чтобы продолжать осваивать новые подходы в преподавании, интересные способы преподнесения сложных тем, обмениваться опытом, и создавать новые образовательные технологии.

Каждый месяц программа организует общие встречи всех участников с экспертами и преподавателями. Кроме обучения, эти встречи объединяют молодых учителей в сообщество и становятся площадкой для обмена опытом и впечатлениями от работы в разных школах и регионах.

На второй год с нашими участниками работают менторы как из сферы образования, так и из бизнеса, государственного управления, социального предпринимательства в зависимости от ваших интересов и плана карьерного развития. Учителя также могут разработать с помощью менторов свой проект в сфере образования и на конкурсной основе получить финансирование на его запуск.

— Какие школьные вакансия пользуются наибольшим спросом и каких больше всего открытых?

Популярные вакансии и у кандидатов, и у школ — учителя русского языка, математики и английского языка. Здесь мы практически полностью удовлетворяем спрос. Самые популярные заявляемые кандидатами вакансии — история и обществознание.

Я думаю, что это связано с большим количеством не определившихся выпускников гуманитарных факультетов: философия, социология, политология, связи с общественностью, конфликтология и пр. Бывает, что кандидат подаётся как учитель истории, а в сентябре выходит как учитель английского или как педагог-организатор.

Когда мы понимаем, что спрос на определённые вакансии уже почти удовлетворён, мы говорим кандидатам, что им, возможно, придётся сменить предмет на другой (по которому они, конечно же, должны пройти методическую проверку).

— Все ли могут стать учителем? Какими личными и профессиональными навыками нужно обладать?

Абсолютно все, кто пройдёт отбор. Формальный критерий у нас только один — наличие высшего образования, потому что наши учителя зачисляются в ВШЭ на курс профессиональной переподготовки по специальности педагогика, и наличие высшего образования необходимо для зачисления.

А вот с неформальными критериями сложнее. Человек должен точно понимать, зачем ему это всё нужно (мы называем это осознанной мотивацией), должен очень хорошо знать предмет, который он идёт преподавать, и уметь зажечь интерес к этому предмету о не всегда мотивированных детей.

Также необходимо понимать свои сильные и слабые стороны, быть очень устойчивым к стрессу и обладать уважением к окружающим, вне зависимости от их положения/статуса/принадлежности к той или иной социальной группе. Ну и быть очень эмпатичным.

— Выплачивается ли зарплата или стипендия во время программы?

Да, стипендия 20 000 рублей к зарплате от школы (обычно 8-15 000 рублей) + компенсация проживания 15 000 рублей для тех, кто меняет основное место жительства.

— Что после окончания программы? Куда идти? Помогает ли в этом «Учитель для России»?

Второй год программы включает в себя подбор менторов в соответствии с карьерными предпочтениями наших учителей и разработку плана дальнейшего карьерного развития.

Мы предлагаем продолжить карьеру в сфере образования: работать учителем, завучем, в перспективе — директором школы, открыть свою школу, запустить собственный образовательный проект, пойти работать в органы управления образованием, заняться исследованиями в сфере образования.

Также возможно пойти в бизнес: мы работаем над тем, чтобы ведущие компании были хорошо знакомы с программой, с нашей системой отбора, c программой обучения, которую проходят участники. Интерес к программе уже проявили BCG, Сбербанк, Яндекс. Этот список будет расширяться.

— Мы знаем, что у Вас есть программа «Летний институт». Что это такое?

Летний институт — это интенсивный тренинг, который требует полного погружения и отдачи. С одной стороны институт готовит к первому дню в школе, с другой — дает возможность в безопасной среде попробовать себя в роли учителя и принять окончательное решение об участии. По итогам Летнего Института его участники получает финальное предложение о работе.

— Учитель и вожатый. Есть ли связь в этих профессиях. и приходят ли в Ваш проект педсостав из лагерей или наоборот?

Да, есть. У нас значительная доля участников работали вожатыми в лагерях, и многим из них именно этот опыт дал понимание, что они хотят работать в школе.

Занятия в летнем институте строятся вокруг практики — работы с детьми. Вместе мы организуем городской лагерь “Территория лета” для детей из округи и проводим для них занятия по основным школьным предметам в интересной форме.

Летом 2017 года мы провели такой лагерь в трёх школах в Калужской области: Балабаново, Белоусово и Жуков. Каждый день, несмотря на летние каникулы, в каждую из школ к нам по своему желанию приходило 120—250 детей, чтобы заниматься математикой, литературой, химией, географией, английским и многим другим.

— Какие изменения в профессии учитель Вы видите в ближайшее время? И как Вы этому способствуете?

Думаю, что образование станет более междисциплинарным, что сделает учителей более гибкими в вопросах формирования учебных планов и вообще изменит отношение к предметным компетенциям.

Хотелось бы верить, чтобы учителя — как и вся школьная система, включая административный аппарат — станут менее загруженными бюрократическими делами и больше сконцентрируются на конкретных образовательных процессах, происходящих с конкретными детьми.

Ещё хочется, чтобы учительская осознанность, с которой молодые учителя приходят в школу, не трансформировалась с годами в процессе профессионального выгорания.

У нас в новом наборе есть учительница, которая уже работает в школе почти 20 лет. Я её интервьюировала. На вопрос, зачем она хочет в проект, она ответила: «Потому что я превратилась в такого учителя, которым никогда не хотела быть». Хочется, чтобы каждый учитель каждый свой рабочий день мог задать себе вопрос: а таким ли учителем я хотел/а стать? И ответить себе: да.

— Чего не хватает российским школам на Ваш взгляд?

Мне кажется, не хватает осознанности и чувствительности. Школы зачастую работают по очень устоявшейся схеме, не принимая в расчёт ни актуальность заданий и тем, проходимых на уроках, ни профессиональное выгорание учителей, ни личные особенности участников школьной жизни.

Я часто сталкиваюсь с репликами: «Но у меня в классе 35 детей!», и в этот момент, конечно же, ничего не могу ответить, потому что это огромное, просто невозможное для работы учителя количество детей в классе.

И в этот же момент понимаю, что сделать с этим ничего нельзя: школам не хватает учителей (особенно региональным), учителям не хватает времени, потому что у них бешеная загрузка, детям не хватает внимания и индивидуального подхода, родителям не хватает качественной обратной связи от учителей — и так далее, потому что это всё звенья одной большой цепи.

— Что пожелаете молодым ребятам, которые уже выбрали профессию учителя?

Пожелаю любить себя, если честно. Спать не меньше 8 часов, пить воду, глубоко дышать и всегда, каждый день, отвечать себе на вопрос: «А зачем я этим всем занимаюсь?». Ну и приходить к нам в проект, конечно.

Мне кажется, наша программа — самый мягкий вход в профессию. Учитель в первые два года работы очень нуждается в поддержке: не только финансовой, но даже больше психологической и методической.

Более того, мы обеспечиваем удивительное сообщество единомышленников — сейчас у нас 174 действующих учителя + команда проекта и выпускники, и все эти люди действительно смотрят в одном направлении.

— А тем, кто ещё только заканчивает школу и стоит перед выбором?

Пожелаю не спешить решать всё и сразу на всю жизнь вперёд. И лучше слышать себя. У нас так устроена система образования, что в 17-18 лет человек становится перед выбором, который, так или иначе, повлияет на всю дальнейшую жизнь. Конечно, он/она не всегда к этому готов (хотя бы в связи с тем, что 11 лет в школе его/её учат мыслить по шаблону и очень в редких случаях учат слышать себя и задавать вопросы — себе и окружающему миру).

Ещё пожелаю выбирать то, что интереснее. Если нет интереса — ничего не получится.