Игры 21 века: во что играют современные дети

Игра ребенка — это жизненная лаборатория
(С.Т. Шацкий)


Любой детский лагерь – это уникальное и, одновременно, универсальное игровое поле. Это – ключевая мысль. Теперь по порядку… ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Игра — это единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Значение игр безмерно велико. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в игры человек играет всегда и везде — даже в самых трагических условиях, бросая этим вызов судьбе (в Иерусалиме в Музее жертв геноцида хранится самодельное игровое поле «Монополии», вручную изготовленное в Варшавском гетто). Ведущий исследователь игры учащихся С.А. Шмаков писал, что «детство без игры и вне игры анормально и аморально».

Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

Уникальным свойством игры, подтверждающим родовую потребность ребенка в игре, является, в первую очередь, то, что детей не нужно учить играть (хотя, разумеется, в рамках организованного педагогического процесса предполагается создание необходимых условий для овладения детьми основными навыками игровой культуры) и, самое главное, не нужно заставлять их играть. Как правило, дети играют спонтанно, охотно, с большим удовольствием, не преследуя никаких определённых целей. Стоит хотя бы вспомнить всем знакомый пример из старого советского фильма «Джентльмены удачи», когда дети в детском садике, отказывающиеся есть суп, вдруг стали уплетать его с удовольствием, лишь только им было предложено сыграть в космонавтов и поесть «самый настоящий космический суп». Очевидно, что игры – это как неиссякаемый источник возможностей развития, обучения, воспитания, так и неиссякаемый источник рисков (к сожалению, многие игры могут представлять реальную опасность для физического, духовного и интеллектуального здоровья человека). И в этом ключе особо хотелось бы выделить игры, проводимые на сменах в детских лагерях – в подавляющем большинстве, в этих играх позитивные возможности реализуются в максимальном объёме, а риски нейтрализуются практически до нуля. В чём это выражается? Почему так происходит? Во-первых, благодаря тому, что в любом лагере и на любой смене с детьми, как правило, работают профессиональные педагоги-игротехники, которые не только знают множество разнообразных игр, но и умеют грамотно их проводить – они ведь специально учились делать это. Поэтому игры в детском лагере всегда целесообразны – это игры, которые позволяют исследовать реальность, адаптироваться к ней, а не уводят от неё (как, например, большинство компьютерных игр). Это игры, которые учат человека свободе, а не зависимости (опять пример с компьютерными играми). Лагерные педагоги-игротехники – это очень «корыстные» люди. Их «корысть» — выстроить игровой процесс так, чтобы ребята-игроки получали множество позитивных возможностей. Опытный, грамотный педагог (и вожатые под его руководством) «прошьют» любую игру так, чтобы она позволяла решать десятки задач воспитания, обучения, развития, укрепления здоровья и др. При этом, к примеру, игры от аниматоров где-нибудь на курортах Турции – это чистое развлечение, имеющее порою довольно сомнительное содержание и направленность. То есть, слово «чистое» здесь даже не всегда уместно. Во-вторых, игры в лагере всегда очень разнообразны. Ведь на любой смене существует множество игровых контекстов: игры с залом, игры в отрядном кругу, игры у входа в столовую, большие игры на территории («побегушки», «игры по станциям», «ажиотажи»), игры-квесты, спортивные и просто подвижные игры, интеллектуально-творческие игры, танцевально-музыкальные игры, конкурсно-игровые программы и многие другие. Поэтому у любого ребёнка на смене в лагере всегда есть возможность выбирать то, в каких играх участвовать, в какой роли – в зависимости от своих интересов, возможностей, потребностей.
В-третьих, в пространстве и времени лагерной смены для игры всегда найдётся место и время (извините за «масло масляное»). Сама смена – это, как правило, большая и увлекательная игра. Здесь всё буквально пропитано игрой. Поэтому ребята на смене всегда находятся в естественном напряжении своих сил (интеллектуальных, творческих, физических, эмоциональных), что становится мощнейшим фактором их личностного и социального развития. В-четвёртых, «пропитавшись» на смене этой игровой культурой, большинство детей увозят элементы этой культуры домой – после смены они часто играют (в семье, с друзьями) в те игры, которые им полюбились на смене. Я могу привести сотни примеров, когда родители писали или звонили мне, чтобы узнать, где можно купить настольную игру, в которую их ребёнок играл на смене и которая ему очень понравилась (не очередной гаджет, а хорошую настольную игру!).

Об уникально-универсальных возможностях игровой деятельности в детском лагере можно рассуждать и писать очень много (об этом, кстати, уже написано много серьёзных научных работ исследователями этого вопроса). Мы же планируем в будущем в рамках этой рубрики познакомить вас с сотнями разнообразных, увлекательных, полезных игр. В эти игры вы сможете играть с детьми на смене в лагере (если вы — вожатые, педагоги), дома или на отдыхе (если вы – родители), на уроках и развивающих занятиях (если вы – учителя, педагоги развивающих центров и дополнительного образования).

Но первой игрой хотелось бы поделиться уже сегодня. На примере этой игры вы увидите, как можно практически на пустом месте, в любой ситуации увлекать детей и взрослых интересной, увлекательной и развивающей деятельностью. Игры можно делать буквально из того, что лежит под ногами, например, из галечных камешков. Камушек с именем. Идея этой игры возникла у меня, когда мы с дочкой — Елизаветой Григорьевной — в начале июня 2018-го как-то раз загорали после купания в море на галечном пляже в Коктебеле (Крым). Мы просто перебирали с ней камешки, придумывая им всевозможные смешные названия и вдруг у нас родилась вот эта игра. Суть игры проста: игроки по очереди выкладывают на игровую поверхность (полотенце, надувная подушка) по одному камешку, попавшемуся под руку; — каждому из выложенных камешков придумывается имя-название;- передавая ход другому игроку, надо сначала правильно повторить названия всех, уже выложенных камней, а потом добавить новый камень с «авторским» названием; — если игрок ошибся или не смог вспомнить название камня, то он забирает этот камень себе — это «штрафной» камень; — побеждает игрок, набравший к концу игры меньше всего штрафных баллов. Например, я выкладываю камень с именем Малахит, дочь — с именем Сверкающая звезда. Следовательно, я, прежде, чем выложить очередной камень с авторским названием, должен сказать Малахит, Сверкающая звезда, а потом сделать ход. Мы с дочкой успевали доиграть до 30 камней, при этом, ни разу не ошибившись. Когда мы после игры уходили с пляжа, нам эти камни были как родные: Моцарт, Стекляриус, Великолепная Дыра, Справедливость, Клубничка, Веточка, Лягушка, Кармашек, Секретная Кнопка, Вулкан, Дэйзи и другие — до сих пор помню их «имена»… А когда мы на следующий день пришли на этот пляж, то было ощущение, что некоторые из камней мы буквально узнаём «в лицо». Оптимальное количество игроков — 2-5 человек. Идеальное место для проведения игры — любой галечный пляж. Но, в принципе, можно набрать камешки на пляже и играть с ними дома, во дворе и в других местах. Игра проходит очень весело, развивает креативность, память, наблюдательность. За лето я эту игру провёл несколько десятков раз в разных ситуациях и с людьми разного возраста и разных интересов – все были в восторге! В дальнейшем, в рамках этой рубрики, я расскажу вам о секретах того, как не только играть (и во что играть), но и как придумывать игры для детей и вместе с детьми. Уверяю вас, этот путь очень интересен и может привести вас к решению очень многих задач. До встречи в следующем выпуске рубрики!