Время заняться профориентацией!

Каждый родитель желает помочь своему ребенку выбрать дальнейшую специальность по душе. Однако большинство приходит к необходимости профориентационной работы только в 10 и 11 классах. В попытке самоопределиться в старшем подростковом возрасте существует ряд сложностей, с которыми неизбежно сталкиваются и родитель, и ребенок.

Рассмотрим три причины, почему эффективней начинать заниматься профориентацией в средней школе, начиная с 7-8 классов.

Причина №1. Учиться с целью – легче

Все мы так или иначе слышали фразу «Современные школьники ничего не хотят» из уст учителей, родителей или сами неоднократно ее произносили. Почему так происходит, и почему в этом есть доля истины? Когда школьник задаёт вопрос: «Зачем мне учить этот предмет?» — в большинстве случаев он получает ответы, после которых приступать к действиям совершенно не хочется.

Давайте рассмотрим самые частые варианты ответов:

— «Это должен знать любой уважающий себя человек»;

— «Все учат и ты учи»;

— «Вот столкнешься ты в жизни с ситуацией, когда именно это знание тебе поможет»;

— И так далее…
Ну что, у вас появилось желание? Скорее всего, как и у любого школьника – нет.
Почему так происходит: получая такие ответы, школьник не видит для себя прикладную значимость изучения того или иного предмета, иными словами – так и не понимает, зачем конкретно ему это нужно.

Если бы у него была цель, к которой он может стремиться, то мотивировать его на получение знаний было бы значительно проще. И, если эту цель сформировать уже в 7-8 классах (показать мир профессий, разобраться с внутренними желаниями подростка), а не делать это в конце школы, забегая в уезжающий поезд, то и подход подростка к изучению предметов меняется тогда, когда еще не поздно начать учиться.

Причина №2. Готовность к осознанному выбору

При переходе в 10 класс в большинстве школ необходимо выбирать профиль. Выбор профиля — один из профориентационных шагов, в процессе которого школьник начинает углубленно изучать конкретные предметы. Чаще всего профиль выбирается по двум критериям:

1. «Мне нравятся конкретные предметы». Причем печально то, что выбор любимых предметов зачастую зависит от учителя. Грамотная профориентация, не правда ли?

2. «Я пойду туда, куда идут мои друзья». Еще лучше.

Делая этот выбор, мало кто задумывается о дальнейшей профессии, о ее неразрывной связке с конкретными предметами. Выбирая профиль, дети просто выбирают профиль, то есть решают конкретную задачу, которую перед ними поставили. А потом, судорожно выбирая специальность для поступления в 11 классе (судорожно, потому что в 11 классе у школьника на передний план выходит другая задача – подготовка к ЕГЭ, на которой он целиком и полностью сконцентрирован) подросток уже выбирает не из всего спектра, ведь он ограничен своим профилем.
Если с ребенком начинают заниматься профориентацией в 7-8 классах, то и выбор профиля в школе, который, как мы уже знаем, откладывает сильный отпечаток на весь дальнейший выбор, происходит осознанно.

Причина №3. Наша система поступления

Не многие знают, что сейчас система поступления строится так: можно подать документы в 5 университетов на 3 специальности в каждом.

Популярные ошибки при поступлении в вуз

Как правило, у школьника, занимающегося профориентацией с 10-11 классов формируется пара осознанных вариантов, на кого он может пойти учиться. Но данные приемных комиссий вузов показывают, что большинство абитуриентов используют все 15 возможностей для поступления. То есть на часть направлений документы подаются «чтобы было», просто потому что можно. За выбором этих дополнительных направлений стоят следующие критерии:

красивое название специальности. Например — «маркетолог» — звучит гордо, но не совсем понятно, чем он занимается;

подходящие предметы ЕГЭ. С набором ЕГЭ: русский, математика, физика — можно поступить на спектр специальностей от строителя до энергетика.

И нередко так происходит, что проходит по баллам абитуриент именно на то направление, которое он не рассматривал как основное. Получается, что большая часть проделанной работы (подготовка ЕГЭ, выбор специальности) не дали должных результатов.

Занимаясь профориентационной работой со средней школы есть возможность изучить большой выбор профессий, исключая в последствии слепой выбор направления.

Как выбрать вуз?

Что же делать, чтобы эффективно начать заниматься профориентацией:

В среднем школьном возрасте (7-9 классы):

  1. Знакомить со спектром профессий;
  2. Пробовать различные виды деятельности и анализировать из с подростком;
  3. Знакомить с вузами для понимания, что учеба в университете – это увлекательно и интересно;
  4. Участвовать в олимпиадах — пробовать свои силы.

Это нужно, чтобы в старшем школьном возрасте (10-11 классы):

  1. Поставить четкие цели и идти к ним;
  2. Целенаправленно посещать интересующие вузы для предметного выбора будущей специальности;
  3. Продуктивно и спокойно готовиться к ЕГЭ, понимая главную цель;
  4. Участвовать в олимпиадах – выигрывать!

Автор статьи:
Мария Косинец, руководитель проектов Национального центра профессиональной ориентации, организатор профориентационного лагеря «Университет мечты»

Забронируйте путевку на Профориентационный проект «Университет Мечты»: