Екатерина Суворова, генеральный директор детского лагеря «Касталия»: «Всегда быть #в_ответе_за_каждого»

Екатерина Суворова, генеральный директор детского лагеря «Касталия».

Образование юридический факультет СПбГУ, факультет психологии СПбГУ. Основатель игрового лагеря «Нить Ариадны», с 2017 года работа над этим лагерем лично мной уже не ведется.

В индустрии детского отдыха с 2007 года.

40 смен в детских лагерях Санкт-Петербурга.

Более 100 разработанных авторских тренингов, игр и сценариев мероприятий.

Главный мастер 4 ролевых игр-эпопей.

— Как и когда появилась идея создания проекта?

Идея создания лагеря «Касталия» напрямую связана с уникальным местом проведения смен. Знакомство с владельцем было организовано детьми, которые отдыхали в старшем лагере. Я увидела место и влюбилась – дом в сосновом лесу на берегу Ладоги, далеко от города и цивилизации, но инфраструктура не позволила привезти туда старший лагерь.

Волшебный дом на берегу Ладожского озера мог принять только 40 детей. Расставаться с домом не хотелось, так и возникла идея сделать лагерь «Касталия» – лагерь эмоциональной грамотности, где каждый ребенок обретет гармонию с собой. Лагерь в месте, которое создано природой для детей.

— Екатерина, опишите, пожалуйста, историю Вашего проекта. Как он развивался? Чего достиг?

На первую смену лагеря «Касталия» приехало 6 детей, а организовывать смену — 10 взрослых. Нам очень понравился этот формат. Дети были в настоящей сказке. Первое время мы боялись, потому что не понимали, что такое смена для 6 детей. Но, когда дети пришли к автобусу, все встало на свои места. Вот они, те 6 героев, которые первыми откроют двери в «Касталию».

Касталия2

Мы делали все на совесть, нас подстегивало, что их шесть, многие новые идеи удавалось реализовать. Мы тогда решили, что в лагере всегда будет очень мало детей, отряды не больше, чем по 10 человек, а взрослых не меньше, чем один на троих детей. Это все не очень рентабельно, но «Касталия» не ставит доход во главу угла. Мы делаем наш лагерь как хобби, это порыв души. Нам не важно: сколько мы заработаем, лишь бы хватило денег оплатить базу и закупить весь необходимый реквизит.

На сегодняшний день «Касталия» проводит 5 смен в год: три во время осенних, зимних, весенних каникул и две смены летом. На смену приезжает 30-40 детей. В этом году мы организовали старший Игротехнический отряд – старшеклассники приезжают в «Касталию», чтобы сделать сказку для детей еще ярче. Задача старшеклассников – отыгрывать роли в ролевой игре, заряжать квесты, быть сопровождающими во время игр по станциям или стоять на станциях и проводить упражнения, вести общелагерные сценические мероприятия.

В свободное время ребята посещают занятия по педагогике, игротехнике, организаторскому мастерству, пробуют писать ролевые игры самостоятельно. Большим открытием этого лета стало понимание того, насколько сильно современные подростки хотят трудиться и готовы быть полезными.

Осенью мы приглашаем выпускников «Касталии» в младший Игротехнический отряд. Дело в том, что «Касталия» принимает на основную программу только начальную школу. Но дети так привязываются к лагерю, что, поступая в 5 класс, не хотят расставаться, а хотят создавать игру для младших.

Я думаю, что в нашем мире, где все заточено на потребление, возможность трудиться на благо младших — это потрясающая возможность. И я счастлива дать эту возможность детям, ведь именно в трудовой деятельности закаляется характер, очищается душа, проявляются благородство, доброта, умение ценить чужой труд.

Таким образом, за 3,5 года существования «Касталия» развилась от 6 детей начальной школы, до лагеря, который принимает 60 детей за смену: 40 детей в возрасте 6-11 лет в основную программу, 10 детей 11-13 лет в младший Игротехнический отряд, 10 детей 14-17 лет в старший Игротехнический отряд.

— Расскажите, пожалуйста, о Ваших текущих программах. В чем их особенности?

Основная программа «Касталии» для детей от 6 до 11 лет – это путешествие в волшебный мир, где они выполняют миссию, становясь жителями этого мира, а когда баланс и порядок восстановлены, они отправляются обратно в реальный мир. То есть программа сводится к тому, что каждый ребенок получает роль: имя персонажа, характер, предысторию его жизни, основные задачи и инструменты, которыми владеет. Далее, вместе с другими героями с уникальными историями, часто связанными между собой (кто-то кому-то враг, кто-то друг, кто-то что-то знает про будущее, кто-то про прошлое) ребята разбираются в ситуации в мире. Каждая смена уникальна и не может быть проведена повторно, ведь в ролевую игру нельзя сыграть два раза. У игры обязательно существуют правила, игровые локации, игровые возможности, волшебные артефакты, оружие, свитки с информацией. Другими словами, когда дети приезжают в лагерь, для них начинается фэнтези фильм, где главными героями становятся сами дети.

Поскольку дети маленькие и мы изначально задумывали развивать эмоциональную грамотность, игра не строится только на магии. У игры всегда есть серьезная педагогическая, воспитательная цель. Игровые механизмы мы часто строим на знакомстве с эмоциями и чувствами.

Воспитательные цели летних смен 2017 года: 1. Сформировать позитивное отношение к ошибкам и научить преодолевать их. 2. Сформировать ответственное отношение к своей жизни.

Удивительно, но часто дети просто не могут продолжить начатое дело, потому что не могут простить себе ошибку, не могут сделать правильные выводы, чтобы не повторить ее. На второй смене игра была построена так, что на Таинственном острове дети играли персонажей — детей, оставшихся на острове без взрослых, а на Тортуге этих же детей, но уже взрослых. Каково было удивление ребят, когда они сталкивались с тем, что не могут построить корабль на Тортуге, потому что у них болят руки. А руки болели, потому что внимательные мастера следили за тем, как персонажи — дети ели, одевались, берегли свое здоровье. Такая простая схема, но такой огромный жизненный опыт. В ролевой игре все схемы закрыты, дети догадываются обо всем, проживая жизнь персонажа. Но самое главное, что этот опыт можно увезти с собой в реальную жизнь.

— Чему может научиться ребенок в Вашем лагере? Какие навыки увезти с собой?

В первую очередь ребенок в лагере учится самостоятельной жизнедеятельности: планировать время, следить за своими вещами, одеваться по погоде, выбирать друзей, выбирать вид деятельности в игре.

Каждый ребенок учится организаторским навыкам: быть лидером, быть помощником лидера, быть членом команды, режиссировать номер, распределять роли, договариваться.

В работе с психологом дети учатся: распознавать свои эмоции и чувства, управлять ими, понимать себя, свои желания, разрешать конфликты, извиняться, мириться, просить о помощи, стабилизировать самооценку, разрешать свои защитные реакции.

В ролевой игре дети учатся, в зависимости от выбранной локации, прикладной деятельности (мастерить корабли, музыкальные инструменты, обереги, ловцы снов, дроидов и т.п.), лечебному делу (диагностировать болезни, измерять температуру, давление, определять признаки простуды и т.д.), экономике (покупать и продавать ресурсы выгодно, понимать значение курса валют, заключать сделки, разбираться в основах банковского дела), сценическому искусству (писать стихи и песни, выступать, делать перформансы), журналистике (писать статьи, фотографировать, снимать видео-выпуски новостей), боевому искусству (сражаться на мечах, стрелять из лука, владеть приемами единоборств), химии и физике (ставить опыты, знакомиться с веществами, записывать реакции) и многому другому, ведь на каждой игре свои локации.

— Расскажите, пожалуйста, про расписание в лагере. Как оно строится? Есть ли у детей выбор между активностями? 

День в лагере начинается в 8.30 с бодрой зарядки, уборки в комнатах и времени личной гигиены. Затем игровые группы собираются на утренний информационный сбор, где узнают расписание на день и задачи, которые предстоит выполнить.

В 10 утра ребята завтракают, до или после завтрака мы гуляем полчаса на улице.

В 11 утра начинается игровое планирование. Ребята придумывают планы достижения игровых целей и определяют: кто за что отвечает.

В 11.30 отправляются на занятия по своим локациям, где в течение часа обучаются навыку. Как правило, мастер ставит отметку о навыке в паспорт игрока, и только с этой отметкой можно выполнять аналогичную деятельность в игре. Например, на сражение выйдет только игрок, который на занятии продемонстрировал понимание техники безопасности боя и показал правильные удары. Игрок, не освоивший навыки, в игре может решать квесты и загадки. Занятие плавно перетекает в игру, мастера становятся жителями мира, а дети персонажами, происходят игровые события, советы правителей, торги, ярмарки, нападения орков или ситхов и так далее в зависимости от мира и сюжета.

В 14.00 мы идем обедать, после обеда гуляем и отправляемся на дневной отдых. Ребята находятся в своих спальных, кто-то спит, так как игра энергозатратна, кто-то рисует или играет в настольные игры.

После отдыха мы кушаем полдник, подводим промежуточные итоги игры внутри игровых групп, так как вся информация тайная, и выходим на вторую часть игры, которая продолжается до ужина.

После ужина у нас вечернее мероприятие: творческий вечер, концерт, дискотека, интеллектуальная игра, костер, спортивные состязания или вечер доверительных разговоров у свечи.

В 21.00 ребята отправляются подводить итоги дня в свои игровые группы, после кушают второй ужин и отправляются на операцию «Ноги-Зубы-Мама-Пижама». Это операция, в которой нужно вымыть ноги, почистить зубы, позвонить домой и надеть пижаму. Дальше начинается самая трогательная для всех часть дня.

Ребята в пижамах с любимыми игрушками спускаются в каминный зал, где уже горит живой огонь в камине, расстелены ковры, разложены пледы и подушки. Ребята уютно устраиваются у камина, в ожидании всех поют любимые лагерные песни, а затем сказочница начинает читать сказку на ночь.

После сказки в полной тишине по очереди ребята кладут камушек с эмоцией, которая была для них самой главной в течение дня в банку с эмоциями. Хранители свечи (выбираются каждый день в каждой игровой группе) берут свечи и садятся в центр круга, ребята и вожатые встают в «Орлятский круг», чтобы особыми словами поздравить хранителей свечи, затем поется колыбельная «Касталии», и ребята подходят к хранителям, чтобы взять в ладошки тепло от свечи.

Кто-то тепло ест, кто-то убирает в сердце, кто-то несет в ладошках, чтобы положить под подушку и уснуть быстро и сладко. После этого ребята уже не разговаривают, а тихонечко расходятся в свои спальни. Вожатые еще немного играют на гитаре в коридорах пока малыши засыпают.

касталия3

— Какую основную цель Вы перед собой ставите?

За три с половиной года работы лагеря мы ставили перед собой разные цели и успешно достигали их. Среди них и адаптация к школе, и эмоциональная грамотность, и общее развитие с помощью ролевой игры… Но сегодня мы убеждены в том, что главная цель у нас одна – делать свое дело качественно от души и с большою любовью к детям и миру.

Качество – это хорошее слово, которое одновременно включает в себя все, что мы держим в фокусе: художественность оформления мира, азарт и насыщенность игры, комфорт пребывания детей, количество педагогов, игротехников и мастеров, работа психолога с детьми, обратная связь с родителями.

Мне, наверное, стоит сказать, какую цель мы перед собой не ставим – зарабатывать. Мы все работаем на работах и зарабатываем там, а все, чем материально владеет «Касталия» вкладывается в детство. Вот почему у нас много взрослых (к слову, за каждого взрослого, который превышает лимит 1 на 10, мы оплачиваем детскую путевку за проживание и питание, а у нас 40 детей и порядка 12-14 взрослых), много самого необычного реквизита, много расходного материала, так много уюта и красоты.

Команда «Касталии» — это не студенты первокурсники, это взрослые, успешные, состоявшиеся личности, которые оставили в своей жизни место для душевной сказки. «Касталия» — это хобби и призвание. В «Касталию» мы вкладываем всю душу без остатка, в «Касталии» нет чужих, нет автоматических или технических должностей. «Касталия» — это живые люди, близкие друзья и очень пылкие сердца, которые преданы детству и детям.

— А как Вы отбираете педагогический персонал? По каким критериям?

Большинство членов команды «Касталии» – это те, кто изначально изъявил желание сделать детский лагерь. Далее, мы познакомились с руководителем педагогического отряда «Кадр», и нам несказанно повезло. Яна, командир отряда, съездила к нам на разведку и теперь отбирает самых опытных и подходящих для работы с малышами ребят из «Кадра». Мы счастливы такому сотрудничеству. Весь педагогический персонал, как элементы одного паззла, который собирается в узор и ложится в основу лагеря.

— Почему из всего многообразия лагерей стоит выбрать именно Вас?

Мы открыты для детей только начальной школы. На самом деле, в Петербурге очень мало лагерей, которые выбрали столь узкую аудиторию. В первую очередь я посоветую наш лагерь родителям, которые очень волнуются за своих детей, робким и чувствительным детям, и тем, кто собирается в лагерь впервые. У нас дети потратят минимум времени на адаптацию в лагере, а большую часть времени будут наслаждаться отдыхом.

Во вторую очередь я посоветую лагерь родителям искушенных детей. Если ребенок очень начитан и образован, если легко увлекается, многое знает, пробовал и много путешествовал, то его трудно удивить в обычном лагере, но нас нельзя отнести к обычным. Мы сможем удивить искушенного ребенка, сможем быть интересными и предоставить ему столько активностей и впечатлений, сколько затребует его бойкая, детская душа.

— Каким детям и родителям идеально подойдет Ваш лагерь?

Пожалуй, буду действовать методом исключения! Лагерь НЕ подойдет детям с особенностями психического развития — очень много эмоций и впечатлений могут повредить хрупкому здоровью такого ребенка.

Лагерь НЕ подойдет детям, которые жаждут фривольного расписания и самостоятельного планирования. У нас очень насыщенное расписание, которое дает выбор активностей только в рамках программы. Нельзя выбрать просмотр телевизора или футбол во время общелагерного мероприятия, но можно выбрать роль, локацию и т.д.

Лагерь НЕ принесет удовольствия ребенку с зависимостью от компьютера и телефона, но впоследствии окажется очень полезным. В нашем лагере, по просьбе родителей, появился запрет на гаджеты, с собой можно взять только кнопочный телефон без игр для связи с домом. Первое время будет трудно, но еще ни один ребенок не уехал со смены из-за скуки или разочарования.

Лагерь идеально подойдет детям с фантазией, любящим фантастику и фэнтези.

Лагерь идеально подойдет родителям, которые не хотят волноваться за своего ребенка и получать тревожные звонки.

касталия4

Лагерь подойдет каждому обычному ребенку и оставит довольным каждого родителя, даже самого взыскательного.

— Какой процент возвращений в Ваш лагерь?

Процент возвращений составляет 80-90%. В общем-то аудитория в 40 человек не требует от нас большой рекламы, а основная часть путевок продается на традиционной встрече касталийцев/родительском собрании по итогам предыдущей смены. Пока дети отдыхают и наслаждаются встречей с лагерными друзьями, родители обсуждают прошедшую смену, делятся впечатлениями, рассказывают о трудностях, с которыми сталкиваются в воспитании, и мы вместе придумываем, как решить эти ситуации.

Некоторые из них становятся целями следующих смен. Также на встрече мы оформляем документы для поездки на следующую смену.

А своих детей Вы бы отправили в Ваш лагерь?

Да, без сомнения. Иногда, наблюдая со стороны, как потрясающе получается помочь тому или иному ребенку, я успокаиваюсь и меньше боюсь рожать своих детей. Думаю, если у меня что-то не получится с воспитанием, то я отдам в свой же лагерь и просто посмотрю со стороны. Ну и, конечно же, хочется, чтобы мои детки тоже прожили эту фантастическую сказку.

У нас еще есть городской «Касталия – клуб» и «Психологический клуб», и я про это не рассказала. Но, может быть, и не нужно, ведь это дополнительные программы. Или расскажу об этом в следующих интервью, если пригласите.

Блиц — опрос:

1. Главное достоинство нашего лагеря – это умение создать сказку внешне и внутренне.

2. Главный недостаток нашего лагеря – отсутствие хорошего сигнала телефонной связи и интернета.

3. Больше всего в лагере вам запомнятся пережитые эмоции.

4. Ребенку, который первый раз к нам едет, стоит расслабиться и радоваться, что он успел попасть в «Касталию», пока детство не кончилось.

5. Самый правдивый/веселый отзыв, который мы получали – «Пожалуйста, скажите моему ребенку, что лагерный закон «Допевать песню до конца» не действует, если младший брат подавился и нуждается в помощи».

«Не могу уговорить ребенка на каникулах вместе поехать на море, он предлагает мне с мужем поставить палатку недалеко от лагеря и уверяет, что Ладога очень похожа на море».

6. Я мечтаю, чтобы в будущем в «Касталии» появился отряд, в котором будут подросшие детки членов команды лагеря.

7. Цель нашего лагеря качественно делать детство счастливым и всегда быть #в_ответе_за_каждого

 

Спасибо!

Если вам понравился детский лагерь «Касталия» забронируйте путёвку прямо сейчас!