Елена Лагова, заместитель директора по персоналу детского лагеря «Хаглар», руководитель ШВМ «Хаглар», детский психолог: «Свобода, а не вседозволенность»

Елена Лагова – заместитель директора по персоналу детского лагеря «Хаглар», руководитель Школы Вожатского Мастерства «Хаглар», детский психолог, начала свою карьеру в лагере «Хаглар» с 2004-2007 в качестве вожатой.

Свобода, а не вседозволенность или концепция уважительного общения в детском лагере

Кто воспитывает ребенка в детском лагере? Воспитатель? Вожатый? Да, но только отчасти, скорее воспитывает среда, коллектив, в котором ребенок пробует себя в новой социальной роли. Вожатый может создать воспитательную среду, в которой ребенок почувствует себя свободным и одновременно ответственным за себя и окружающих.

фото 2

Предлагаю открыть пространство уважительного общения с игры «Конституция отряда».  Подходит для всех возрастов. «Конституция отряда» — это свод правил отряда, созданный при участии всех детей. Каждый ребенок отвечает на вопрос вожатого, что для него важно при общении в новом коллективе:

— Я не люблю, когда кричат. Маша, 9 лет.

Хочу, чтобы меня не перебивали. Слава, 12 лет.

Иногда мне надо побыть одному. Дима, 14 лет.

Я очень волнуюсь, когда не знаю, где вы! Лиза, 20 лет, вожатая.

фото3

Если дети участвуют в создании конституции наравне с вожатыми, то будут готовы не просто знать, но и выполнять правила, устанавливаемые взрослыми.

Вы увидите, что у детей желания будут похожи: все хотят, чтобы их слушали и слышали, считались с их мнением, оказывали поддержку, принимали такими, какие они есть. Когда конституция создана и торжественно висит на стене, это не значит, что все сразу готовы выполнять правила. Это займет время, возможно, и всю смену. Но, процесс запущен и каждый раз, когда будет происходить конфликт,  опирайтесь на ранние договоренности:

— Ты нецензурно выражался, и мне было неприятно стоять рядом. Я говорила об этом в начале смены.

В этом случае говорите, что это неприятно его друзьям и вожатым, а не то, что «ребенок плохой, раз ругается». Важно дать ребенку обратную связь от сверстников и вожатых. У него могут быть причины, чтобы нарушать правила.

Если разделяете афоризм о том, что «свобода одного ребенка  заканчивается там, где начинается свобода другого ребенка», то вам легко будет донести ее до детей в отряде.

Если вам понравилась концепция работы с детьми Елены Лаговой, детского психолога, заместителя директора по персоналу детского лагеря «Хаглар», руководителя Школы Вожатского Мастерства, также понравился сам лагерь «Хаглар», забронировать путёвку бесплатно можно здесь.