Подготовка к ГИА и ЕГЭ: казнить нельзя помиловать

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Подготовка к ГИА и ЕГЭ — сущий кошмар для большинства детей и родителей. Учителя, СМИ и общественное мнение нагнетают обстановку, а школьник мечется между предметами и репетиторами. Как справиться со стрессом и хорошо сдать экзамены нам рассказала психолог центра «Архитектура будущего» Александра Чернышева. 

— ГИА и ЕГЭ действительно представляют серьезную психологическую нагрузку для ребенка?

— Любой экзамен – это стрессовая ситуация. Количество баллов по ГИА и ЕГЭ определяет не только уровень знаний, но и оценки в аттестате, возможности в выборе вуза и т.д. Прессинг школьников по поводу выпускных экзаменов в 9 и 11 классе – не редкость. Особенно это касается ЕГЭ. Общим лейтмотивом «несданный ЕГЭ – плохо» пугают как детей,  так и родителей. Это добавляет стресса в и без того напряженную ситуацию.

Учеба на «отлично»: как мотивировать ребенка?

— Какие типичные реакции ребенка появляются в связи с экзаменами?

— Зависит от нервной системы и перфекционизма ребенка и родителя. Ребенок в старших классах испытывает нагрузку по учебе, что сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, тревожностью. Последствием предэкзаменационного стресса может быть и протестное поведение, когда ребенок раздражен, агрессивен, «на всех кидается».

— Как родителю вести себя в подобной ситуации?

— Правильным будет сохранять спокойствие и не вестись на всеобщую истерию. СМИ, учителя в школах нагнетают обстановку по поводу предстоящих экзаменов. Когда родителю удается сохранить собственное спокойствие, ребенку легче. Если ребенок испытывает давление и в школе, и дома, он не станет спокойно относиться к экзаменам. Излишнее давление может привести к конфликту с ребенком. А когда силы тратятся на ссоры, на учебу их уже не остается.

— Как успокоить ребенка, если он сильно тревожится и переживает за результат?

— Роль ЕГЭ достаточно высока. Так или иначе результаты экзамена определяют дальнейший путь ребенка. Если несколько лет назад экзамены подразделялись на выпускные и вступительные, сейчас шанс сдать успешно почти что единичный. Поддержка и спокойная атмосфера дома помогут ребенку в этот непростой момент.

— Как мотивировать ребенка, если он равнодушно относится к экзаменам?

— К вопросу мотивации нужно подойти заранее. Если экзамены на носу, а ребенок относится наплевательски, начинать мотивировать слишком поздно. Угрозы и шантаж будут неверным подходом, потому что безразличия у ребенка не убавится. Увы, в этой ситуации у родителя остается не так много вариантов, ведь речь идет о практически взрослом ребенке. Если вам кажется, что ребенок несерьезно относится к предстоящим экзаменам, предложите ему помощь (возможно, помощь репетитора), поговорите о том, как ребенок видит свою дальнейшую жизнь, но не ограничивайтесь нотациями и напоминаниями – это не сработает!

Как побороть лень?

В идеале, если видите необходимость, начните мотивировать ребенка минимум за год. Объясняйте, зачем нужно ответственно относиться к экзаменам, с какими последствиями можно столкнуться в случае неуспешной сдачи. Нет смысла надеяться на сознательное поведение при подготовке к экзаменам, когда родители всю школьную жизнь ребенка выполняют задания за него. Ребенок должен осознавать, что учится для себя. Чем раньше он примет это как факт, тем больше шансов, что его не придется мотивировать.

— Как правильно готовить ребенка ко дню экзамена?

— В психологическом плане ребенку помогут навыки стрессоустойчивости. Для ЕГЭ характерна неспокойная обстановка, в которую помещают сдающих: сдача экзамена в другой школе, сложности с исправлениями ошибок. Если чувствуете, что ребенку трудно справиться с волнением, вместе подумайте о посещениях курсов по подготовке к ЕГЭ. Лишним не будет тренинг по уверенности в себе: ощущение уверенности поможет в любой стрессовой ситуации.

— Какие типичные ошибки родители допускают в это время?

— Самая главная поведенческая ошибка – излишнее давление и тревога. Не перекладывайте всю ответственность вместе с вашей тревогой на ребенка, говоря: «Ты не сдашь, не успеешь подготовиться, ты опять бездельничаешь».  Это создаст напряженность в отношениях с ним, поэтому сохраняйте спокойствие. С другой стороны, если вы видите, что ребенок совсем не включается в происходящее, поделитесь с ним тревогами и переживаниями. Расскажите ребенку, что вас беспокоит, но не в раздражительной форме, а спокойно и аргументированно.

— Как успокоить ребенка, если он готовился, но не сдал экзамены?

— Если ребенок не оправдал собственных ожиданий, не стоит критиковать словами: «Вот, не готовился, а я говорила!». Постарайтесь помочь и разделите переживания. Когда ребенок успокоится и будет готов к конструктивному формату решения возникшей проблемы, подумайте вместе, что делать дальше. Дайте ребенку понять, что вы готовы поддержать его и дать совет. Если не поступил сейчас, нужно попробовать в следующем году; если не поступил в желанный вуз, можно рассмотреть похожие варианты. Не следует опускать руки, соберитесь и выберите лучший план действий.

— Как определить, нуждается ли ребенок в курсах и репетиторстве?

— Если ребенок хочет учиться в престижном вузе, возможно, дополнительные занятия потребуются. Для начала объективно оцените знания ребенка и масштаб потребности в занятиях с репетитором.

— Несколько слов на прощание.

— Тема итоговых экзаменов – острая для родителей и детей. Порой для родителей эта большая проблема, поскольку раньше формат экзаменов был принципиально другим. Однако в некоторых школах дети с 4 класса пишут пробные тесты, привыкая к такому формату проверки знаний, в то время как родителям проще рассказать билет, нежели написать тест. Вместо того чтобы переносить собственные страхи на детей, выберите оптимальный способ психологической поддержки ребенка в этот сложный момент, и помните: сданный не так, как хотелось, экзамен – не конец света.

Биографическая справка:

Александра Чернышева
Александра Чернышева

Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.

С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:

  • «Уверенность в себе»,
  • «Интеллектуальная успешность»,
  • «Эффективность в общении».

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», в котором работает Александра: